Оглавление
  • НЕМНОГО ИСТОРИИ
  • ВЫРАЩИВАНИЕ СРЕЗОЧНЫХ ЦВЕТОВ
  • СОХРАНЕНИЕ СРЕЗАННЫХ ЦВЕТОВ
  • ВЫРАЩИВАНИЕ ЦВЕТОВ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ УЧАСТКА
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТОВ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ УЧАСТКА
  • ВНЕСЕНИЕ УДОБРЕНИЙ И СЕВООБОРОТЫ ЦВЕТОЧНЫХ КУЛЬТУР
  • ЗАЩИТА ЦВЕТОЧНЫХ КУЛЬТУР ОТ ВРЕДИТЕЛЕЙ И БОЛЕЗНЕЙ
  • ПРИГОТОВЛЕНИЕ НАСТОЕВ И ОТВАРОВ ДЛЯ ОБРАБОТКИ РАСТЕНИЙ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ
  • КАРТИНКИ ЦВЕТОВ
  • ХАРАКТЕРИСТИКИ ОЩУЩЕНИЯ ЦВЕТА

    Тайна цвета притягивала людей с давних времен. Познание цвета началось с того, что ему присваивались мистические свойства и символы. Эта символика была разработана в странах Древнего Востока, а позднее распространилась в Европе. Интересно, что в таких разных древних цивилизациях, как китайская, египетская и греческая, цветовая символика была одинаковой. Например, зеленый и синий цвет означали дерево, небо и мудрость, красный — огонь, солнце и добродетель, желтый — землю и здоровье, белый — зиму, холод, луну и чистоту, черный — воду, силу, твердость духа, Серьезность и грех. Символические цвета закрепились и в астро­логии для обозначения небесных светил. Так, Солнце связывалось c желтым, Луна с белым, Марс с красным, Венера с зеленым, Юпитер с синим или фиолетовым, Сатурн с черным, и лишь Меркурий не имел определенного цвета.

    Но уже в античные времена люди постепенно перестали отно­ситься к цвету как к символу или элементу мистики, а стали рассматривать его как элемент композиции и декора. Однако полный отход от символического отношения к цвету произошел только в эпоху Возрождения. В это же время были предприняты попытки формального подхода к цвету и цветовым сочетаниям. Леонардо да Винчи выделил четыре основных цвета: желтый, красный, зеленый и черный.

    Однако подлинное научное изучение цвета началось только после того, как И. Ньютон разложил солнечный луч через призму и доказал, что белый цвет — сложный и состоит из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиоле­тового. Это открытие оказалось мощным стимулом для дальнейшего изучения цвета. Причем им стали интересоваться не только физики, но и психологи, философы, художники, архитекторы. Поэтому к настоящему времени благодаря полученной за последние три сто­летия информации выработан формализованный подход к сос­тавлению цветовых сочетаний и их гармонизации, который и представлен в данном издании применительно к цветочному офор­млению.

    Каждый человек сталкивается с таким явлением, когда он не может точно назвать цвет какого-либо предмета, цветка, листа, даже используя такие широко распространенные определения, как темно- или светло-красный, синий, зеленый и другие. Почему это происходит?

    Все хроматические цвета имеют три характеристики, каждая из которых влияет на восприятие цвета. Следовательно, цвет ка­кого-либо предмета, воспринимаемый человеком, — результат вза­имодействия этих характеристик. Какие это характеристики?

    С первой из них человек сталкивается в обыденной жизни и часто ею пользуется, говоря о синем костюме, зеленом листе, красном цветке, указывая при этом на цветовой тон — первую характеристику цвета. Из школьного курса физики известно, что все хроматические предметы отражают световой поток определен­ной длины волны, то есть цветовой тон характеризуется величиной длины волны, отражаемой данной поверхностью. В видимом спек­тре насчитывается около 130 тонов, а окраска цветочных растений идентифицируется всего лишь с 23 тонами.

    Большинство декоративных цветочных растений окрашены в красные и фиолетовые тона. Меньше всего растений синих и голубых.

    Окраску красных растений обеспечивают пять пигментов: крап­лак красный (лебеда краснолистная, пионы сортов Луиза Ван Гутт, розы сорта Алаин), алый (розы сортов Утро Москвы и Юниор Мисс, тюльпаны сортов Дипломат, Лондон и другие), кадмий красный (розы сортов Супер Стар и Суматра, тюльпаны сортов Оксфорд, Али-Баба, а также сальвия), кадмий пурпурный (розы сортов Лили Марлен, Оранж Триумф, тюльпаны сортов Ольга, Жаклин) и розовый хинокридоновый (пионы сортов Адольф Руссо, Диана Парке, розы сортов Крайслер Империал, Карина, Сент-Экзюпери и другие).

    Фиолетовую окраску растений создают три пигмента: фиоле­товый диоксазиновый (агератум, анютины глазки, вербена, ирис сорта Сапфир и другие), кобальт фиолетовый темный (коло­кольчики персиколистный и широколистный, аквилегия и другие), кобальт фиолетовый светлый (наперстянка пурпурная, люпин и другие).

    В окраске синих и голубых растений принимают участие два пигмента: ультрамарин (незабудка) и кобальт синий (дельфиниум сортов Голубое кружево и Сиреневая спираль).

    Окраску желтых растений идентифицируют с четырьмя пигмен­тами, причем почти половина всех желтых растений имеет одина­ковый пигмент — желтый светопрочный 3 (солидаго, львиный зев, тагетес прямостоячий желтый, дороникум подорожниковый и дру­гие).

    Оранжевые тона представлены пятью пигментами, и у трети растений цветовой тон обусловлен одним — кадмием желтым сред­ним (тагетес прямостоячий оранжевый, рудбекия, тюльпаны).

    Вторую характеристику ощущения цвета называют насыщен­ностью. Самыми насыщенными принято считать цвета спектра, их насыщенность принята за 100%. Если к спектральному цвету добавить любой другой, то степень цветности, или чистота исход­ного цвета, уменьшается. Поэтому чем выше показатель насы­щенности, тем больше данный цвет приближается к спектральному.

    Из цветочных декоративных растений наибольшей насыщен­ностью обладают желтые и оранжевые растения, как правило, их насыщенность находится в пределах 70—90% (тагетесы, дороникум, мак восточный, купальницы и другие). Много видов и сортов с насыщенной окраской и в группе красных растений, из них наиболее насыщены пурпурные летники (астра китайская, вербена, гвоздика китайская, левкой, настурция, петуния и другие) и красные мно­голетники (красные розы и тюльпаны, пионы, люпин и другие). Изредка среди красноокрашенных растений встречаются и мало­насыщенные тона (астильба, розы сорта Сент-Экзюпери, флокс шиловидный сорта Мерхейн). Все синие, голубые и фиолетовые растения отличаются малой насыщенностью.

    Третья характеристика цвета — светлота. Она служит мерой яркости видимой поверхности вне зависимости от ее цветности. Без данной характеристики цвет неясен, так как при одинаковой насыщенности любой цвет может быть более или менее светлым. Например, если смешать красную краску с белой (соответственно 30 и 70%), то получится светлый красно-розовый оттенок. А если красную краску смешать с черной в том же соотношении, то образуется темно-коричневый оттенок. Таким образом, насыщен­ность этих цветов одинаковая, и светлота разная. Следовательно, насыщенность дает представление не о светлоте, а о степени цвет­ности. Светлоту цвета определяют в процентах от светлоты белого образца, светлота которого принята за 100% (молочно-белого стек­ла). Обычно глазу приятнее всего воспринимать светлоту в пределах 30-70%.

    Среди всех растений наибольшую светлоту имеют желтоокра-шенные (до 90%); из красноокрашенных растений этим свойством отличаются розы сортов Утро Москвы, Карина, Юниор Мисс (40— 60%), наименьшая светлота у тюльпанов сортов Голливуд, Дипло­мат, Мэй Уандер, а также у сальвии, петунии, настурции, львиного зева, левкоя и других летников (5—20%). У оранжевоокрашенных растений светлота находится в пределах 20—60%. Светлота фиоле­товых растений варьирует от 6 до 60%, а голубых и синих — от 8 до 32%.

    Кроме хроматических существуют и ахроматические цвета, име­ющие только одну характеристику — светлоту. Ахроматические цве­та, светлота которых ниже 7%, кажутся черными, выше 70% — белыми. Цвета, расположенные в диапазоне светлот 7—70%, пред­ставляются серыми.

    После ознакомления с тремя основными характеристиками цвета можно перейти к понятию колористической системы. В практической работе с цветом необходимо видеть его весь с изме­нениями по светлоте и насыщенности. Простейшей колористиче­ской системой служит цветовой круг, разделенный на восемь частей и включающий семь основных цветов спектра плюс пурпурный, полученный при смешении красного и фиолетового цвета. Круг можно также разделить на 10, 12, 18, 24 и более частей. Прин­ципиальной разницы между этими кругами нет: все они повторяют друг друга и различаются только степенью детализации оттенков каждого цвета.

    Восьмичленный круг еще называют кругом контрастных цветов, поскольку цвета, противолежащие в нем друг другу, контрастные, например синий находится против оранжевого, красный — против голубого, фиолетовый — против желтого, зеленый — против пур­пурного. Десятичленный круг иначе называют кругом дополнител ных цветов, а цвета, расположенные друг против друга, — взаимо­дополнительными, например красный и зелено-голубой, оранжевый и голубой, желтый и синий и т. д.

    Более сложную колористическую систему представляют собой цветовые атласы, разработанные во многих странах мира. С их помощью можно определить не только цветовой тон, но и светлоту, насыщенность. В нашей стране пользуются цветовыми атласами, созданными в Институте метрологии имени Д. И. Менделеева.

    © 2003-2024. Сайт Цветы на даче.