ќглавление
  • Ќ≈ћЌќ√ќ »—“ќ–»»
  • ¬џ–јў»¬јЌ»≈ —–≈«ќ„Ќџ’ ÷¬≈“ќ¬
  • —ќ’–јЌ≈Ќ»≈ —–≈«јЌЌџ’ ÷¬≈“ќ¬
  • ¬џ–јў»¬јЌ»≈ ÷¬≈“ќ¬ ƒЋя ќ‘ќ–ћЋ≈Ќ»я ”„ј—“ ј
  • »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»≈ ÷¬≈“ќ¬ ѕ–» ќ‘ќ–ћЋ≈Ќ»» ”„ј—“ ј
  • ¬Ќ≈—≈Ќ»≈ ”ƒќЅ–≈Ќ»… » —≈¬ќќЅќ–ќ“џ ÷¬≈“ќ„Ќџ’  ”Ћ№“”–
  • «јў»“ј ÷¬≈“ќ„Ќџ’  ”Ћ№“”– ќ“ ¬–≈ƒ»“≈Ћ≈… » ЅќЋ≈«Ќ≈…
  • ѕ–»√ќ“ќ¬Ћ≈Ќ»≈ Ќј—“ќ≈¬ » ќ“¬ј–ќ¬ ƒЋя ќЅ–јЅќ“ » –ј—“≈Ќ»…
  • ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈
  •  ј–“»Ќ » ÷¬≈“ќ¬
  • ’ј–ј “≈–»—“» » ќў”ў≈Ќ»я ÷¬≈“ј

    “айна цвета прит€гивала людей с давних времен. ѕознание цвета началось с того, что ему присваивались мистические свойства и символы. Ёта символика была разработана в странах ƒревнего ¬остока, а позднее распространилась в ≈вропе. »нтересно, что в таких разных древних цивилизаци€х, как китайска€, египетска€ и греческа€, цветова€ символика была одинаковой. Ќапример, зеленый и синий цвет означали дерево, небо и мудрость, красный Ч огонь, солнце и добродетель, желтый Ч землю и здоровье, белый Ч зиму, холод, луну и чистоту, черный Ч воду, силу, твердость духа, —ерьезность и грех. —имволические цвета закрепились и в астро≠логии дл€ обозначени€ небесных светил. “ак, —олнце св€зывалось c желтым, Ћуна с белым, ћарс с красным, ¬енера с зеленым, ёпитер с синим или фиолетовым, —атурн с черным, и лишь ћеркурий не имел определенного цвета.

    Ќо уже в античные времена люди постепенно перестали отно≠ситьс€ к цвету как к символу или элементу мистики, а стали рассматривать его как элемент композиции и декора. ќднако полный отход от символического отношени€ к цвету произошел только в эпоху ¬озрождени€. ¬ это же врем€ были предприн€ты попытки формального подхода к цвету и цветовым сочетани€м. Ћеонардо да ¬инчи выделил четыре основных цвета: желтый, красный, зеленый и черный.

    ќднако подлинное научное изучение цвета началось только после того, как ». Ќьютон разложил солнечный луч через призму и доказал, что белый цвет Ч сложный и состоит из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиоле≠тового. Ёто открытие оказалось мощным стимулом дл€ дальнейшего изучени€ цвета. ѕричем им стали интересоватьс€ не только физики, но и психологи, философы, художники, архитекторы. ѕоэтому к насто€щему времени благодар€ полученной за последние три сто≠лети€ информации выработан формализованный подход к сос≠тавлению цветовых сочетаний и их гармонизации, который и представлен в данном издании применительно к цветочному офор≠млению.

     аждый человек сталкиваетс€ с таким €влением, когда он не может точно назвать цвет какого-либо предмета, цветка, листа, даже использу€ такие широко распространенные определени€, как темно- или светло-красный, синий, зеленый и другие. ѕочему это происходит?

    ¬се хроматические цвета имеют три характеристики, кажда€ из которых вли€ет на воспри€тие цвета. —ледовательно, цвет ка≠кого-либо предмета, воспринимаемый человеком, Ч результат вза≠имодействи€ этих характеристик.  акие это характеристики?

    — первой из них человек сталкиваетс€ в обыденной жизни и часто ею пользуетс€, говор€ о синем костюме, зеленом листе, красном цветке, указыва€ при этом на цветовой тон Ч первую характеристику цвета. »з школьного курса физики известно, что все хроматические предметы отражают световой поток определен≠ной длины волны, то есть цветовой тон характеризуетс€ величиной длины волны, отражаемой данной поверхностью. ¬ видимом спек≠тре насчитываетс€ около 130 тонов, а окраска цветочных растений идентифицируетс€ всего лишь с 23 тонами.

    Ѕольшинство декоративных цветочных растений окрашены в красные и фиолетовые тона. ћеньше всего растений синих и голубых.

    ќкраску красных растений обеспечивают п€ть пигментов: крап≠лак красный (лебеда краснолистна€, пионы сортов Ћуиза ¬ан √утт, розы сорта јлаин), алый (розы сортов ”тро ћосквы и ёниор ћисс, тюльпаны сортов ƒипломат, Ћондон и другие), кадмий красный (розы сортов —упер —тар и —уматра, тюльпаны сортов ќксфорд, јли-Ѕаба, а также сальви€), кадмий пурпурный (розы сортов Ћили ћарлен, ќранж “риумф, тюльпаны сортов ќльга, ∆аклин) и розовый хинокридоновый (пионы сортов јдольф –уссо, ƒиана ѕарке, розы сортов  райслер »мпериал,  арина, —ент-Ёкзюпери и другие).

    ‘иолетовую окраску растений создают три пигмента: фиоле≠товый диоксазиновый (агератум, анютины глазки, вербена, ирис сорта —апфир и другие), кобальт фиолетовый темный (коло≠кольчики персиколистный и широколистный, аквилеги€ и другие), кобальт фиолетовый светлый (наперст€нка пурпурна€, люпин и другие).

    ¬ окраске синих и голубых растений принимают участие два пигмента: ультрамарин (незабудка) и кобальт синий (дельфиниум сортов √олубое кружево и —иренева€ спираль).

    ќкраску желтых растений идентифицируют с четырьм€ пигмен≠тами, причем почти половина всех желтых растений имеет одина≠ковый пигмент Ч желтый светопрочный 3 (солидаго, львиный зев, тагетес пр€мосто€чий желтый, дороникум подорожниковый и дру≠гие).

    ќранжевые тона представлены п€тью пигментами, и у трети растений цветовой тон обусловлен одним Ч кадмием желтым сред≠ним (тагетес пр€мосто€чий оранжевый, рудбеки€, тюльпаны).

    ¬торую характеристику ощущени€ цвета называют насыщен≠ностью. —амыми насыщенными прин€то считать цвета спектра, их насыщенность прин€та за 100%. ≈сли к спектральному цвету добавить любой другой, то степень цветности, или чистота исход≠ного цвета, уменьшаетс€. ѕоэтому чем выше показатель насы≠щенности, тем больше данный цвет приближаетс€ к спектральному.

    »з цветочных декоративных растений наибольшей насыщен≠ностью обладают желтые и оранжевые растени€, как правило, их насыщенность находитс€ в пределах 70Ч90% (тагетесы, дороникум, мак восточный, купальницы и другие). ћного видов и сортов с насыщенной окраской и в группе красных растений, из них наиболее насыщены пурпурные летники (астра китайска€, вербена, гвоздика китайска€, левкой, настурци€, петуни€ и другие) и красные мно≠голетники (красные розы и тюльпаны, пионы, люпин и другие). »зредка среди красноокрашенных растений встречаютс€ и мало≠насыщенные тона (астильба, розы сорта —ент-Ёкзюпери, флокс шиловидный сорта ћерхейн). ¬се синие, голубые и фиолетовые растени€ отличаютс€ малой насыщенностью.

    “реть€ характеристика цвета Ч светлота. ќна служит мерой €ркости видимой поверхности вне зависимости от ее цветности. Ѕез данной характеристики цвет не€сен, так как при одинаковой насыщенности любой цвет может быть более или менее светлым. Ќапример, если смешать красную краску с белой (соответственно 30 и 70%), то получитс€ светлый красно-розовый оттенок. ј если красную краску смешать с черной в том же соотношении, то образуетс€ темно-коричневый оттенок. “аким образом, насыщен≠ность этих цветов одинакова€, и светлота разна€. —ледовательно, насыщенность дает представление не о светлоте, а о степени цвет≠ности. —ветлоту цвета определ€ют в процентах от светлоты белого образца, светлота которого прин€та за 100% (молочно-белого стек≠ла). ќбычно глазу при€тнее всего воспринимать светлоту в пределах 30-70%.

    —реди всех растений наибольшую светлоту имеют желтоокра-шенные (до 90%); из красноокрашенных растений этим свойством отличаютс€ розы сортов ”тро ћосквы,  арина, ёниор ћисс (40Ч 60%), наименьша€ светлота у тюльпанов сортов √олливуд, ƒипло≠мат, ћэй ”андер, а также у сальвии, петунии, настурции, львиного зева, левко€ и других летников (5Ч20%). ” оранжевоокрашенных растений светлота находитс€ в пределах 20Ч60%. —ветлота фиоле≠товых растений варьирует от 6 до 60%, а голубых и синих Ч от 8 до 32%.

     роме хроматических существуют и ахроматические цвета, име≠ющие только одну характеристику Ч светлоту. јхроматические цве≠та, светлота которых ниже 7%, кажутс€ черными, выше 70% Ч белыми. ÷вета, расположенные в диапазоне светлот 7Ч70%, пред≠ставл€ютс€ серыми.

    ѕосле ознакомлени€ с трем€ основными характеристиками цвета можно перейти к пон€тию колористической системы. ¬ практической работе с цветом необходимо видеть его весь с изме≠нени€ми по светлоте и насыщенности. ѕростейшей колористиче≠ской системой служит цветовой круг, разделенный на восемь частей и включающий семь основных цветов спектра плюс пурпурный, полученный при смешении красного и фиолетового цвета.  руг можно также разделить на 10, 12, 18, 24 и более частей. ѕрин≠ципиальной разницы между этими кругами нет: все они повтор€ют друг друга и различаютс€ только степенью детализации оттенков каждого цвета.

    ¬осьмичленный круг еще называют кругом контрастных цветов, поскольку цвета, противолежащие в нем друг другу, контрастные, например синий находитс€ против оранжевого, красный Ч против голубого, фиолетовый Ч против желтого, зеленый Ч против пур≠пурного. ƒес€тичленный круг иначе называют кругом дополнител ных цветов, а цвета, расположенные друг против друга, Ч взаимо≠дополнительными, например красный и зелено-голубой, оранжевый и голубой, желтый и синий и т. д.

    Ѕолее сложную колористическую систему представл€ют собой цветовые атласы, разработанные во многих странах мира. — их помощью можно определить не только цветовой тон, но и светлоту, насыщенность. ¬ нашей стране пользуютс€ цветовыми атласами, созданными в »нституте метрологии имени ƒ. ». ћенделеева.

    © 2003-2017. —айт ÷веты на даче.