ќглавление
  • Ќ≈ћЌќ√ќ »—“ќ–»»
  • ¬џ–јў»¬јЌ»≈ —–≈«ќ„Ќџ’ ÷¬≈“ќ¬
  • —ќ’–јЌ≈Ќ»≈ —–≈«јЌЌџ’ ÷¬≈“ќ¬
  • ¬џ–јў»¬јЌ»≈ ÷¬≈“ќ¬ ƒЋя ќ‘ќ–ћЋ≈Ќ»я ”„ј—“ ј
  • »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»≈ ÷¬≈“ќ¬ ѕ–» ќ‘ќ–ћЋ≈Ќ»» ”„ј—“ ј
  • ¬Ќ≈—≈Ќ»≈ ”ƒќЅ–≈Ќ»… » —≈¬ќќЅќ–ќ“џ ÷¬≈“ќ„Ќџ’  ”Ћ№“”–
  • «јў»“ј ÷¬≈“ќ„Ќџ’  ”Ћ№“”– ќ“ ¬–≈ƒ»“≈Ћ≈… » ЅќЋ≈«Ќ≈…
  • ѕ–»√ќ“ќ¬Ћ≈Ќ»≈ Ќј—“ќ≈¬ » ќ“¬ј–ќ¬ ƒЋя ќЅ–јЅќ“ » –ј—“≈Ќ»…
  • ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈
  •  ј–“»Ќ » ÷¬≈“ќ¬
  • Ќ≈ћЌќ√ќ »—“ќ–»»

    — незапам€тных времен люди украшали цветущими растени€ми свою одежду, жилища, храмы, использовали их в ритуальных обр€дах, на праздничных церемони€х и пирах. ÷веты примен€ли как целительные средства и талисманы... ќб этом свидетельствуют дошедшие до нас образцы архитектуры, прикладного и декоративно≠го искусства, живописи, поэзии. “аким образом, цветы прочно вошли в быт людей и стали частью культуры, недаром немецкий писатель Ѕертольд јуэрбах заметил: Ђ¬ истории цветов заключаетс€ часть истории человечестваї.

    ѕроисхождение и этапы развити€ цветочных культур обычно интересуют не только ученых, но и цветоводов-любителей. » это пон€тно, ведь кроме удовлетворени€ любопытства подобные све≠дени€ имеют и большое практическое значение. „ем точнее цве≠товод знает историю происхождени€ той или иной культуры, тем легче ему решать задачи по уходу за растени€ми. »ногда эти Ђисторииї люди узнают из старинных легенд и поэтических пре≠даний, св€занных с цветами. Ђ—казка Ч ложь, да в ней намек...ї   сожалению, рассказать о Ђродословнойї каждого цветка в данной книге не представл€етс€ возможным, поэтому остановимс€ на наиболее известных.

    »зысканный цветок ириса, поражающий воображение своей пластичностью и бархатистостью лепестков, был известен еще в IX веке до нашей эры. —лово Ђирисї в переводе с греческого означает радуга. “ак же в греческой мифологии называли богиню, опускавшуюс€ на землю, чтобы возвестить люд€м волю богов. Ќазвание растению дал врач и естествоиспытатель √иппократ.

    ”же в те времена высоко ценились лекарственные и космети≠ческие свойства ирисов: из их корневищ изготовл€ли лекарства и благовони€. ƒревние римл€не на пирах клали цветки ириса в бокалы с вином.

    Ћ у христиан ирис стал символом страдани€ и боли. ≈го острые листь€ как бы олицетвор€ли страдани€ сердца Ѕогоматери. ¬ средние века ирисы выращивали в садах монастырей и замков, откуда в дальнейшем они Ђпереселилисьї в сады горожан.

    Ѕелые лилии многие народы с незапам€тных времен св€зывали с непорочностью, невинностью и чистотой. ј древние египт€не считали, что эти цветы выражают кратковременность жизни, сво≠боду и надежду. ƒревние греки приписывали им божественное происхождение. —огласно преданию, белые лилии возникли из капель молока √еры Ч супруги владыки богов «евса. ” древних римл€н лилии служили признаком изысканного вкуса, богатые патриции украшали ими свою одежду и колесницы. ≈ще за не≠сколько тыс€челетий до нашей эры лилии культивировали не только как декоративные, но и как лекарственные, косметические и пищевые растени€.

    — распространением христианства бела€ лили€ продолжала олицетвор€ть собой чистоту и стала Ђцветком девы ћарииї. ѕо преданию, архангел √авриил €вилс€ к ней в Ѕлаговещение с белой лилией в руке. ќранжево-красные лилии, также известные со времен античности, символизировали кровь ’риста. ¬ средневековой √ер≠мании о лилии ходило немало легенд как о цветке загробной жизни и искуплени€ грехов.

    ќсобую роль лили€ сыграла в истории ‘ранции. ќснователь ‘ранкского государства ’лодвиг сделал ее эмблемой королевской власти, после того как победил германское плем€ алеманов с помощью €вившегос€ ему ангела с лилией в руке. “ак же как и ирисы, лилии в больших количествах выращивали в монастырских садах.

    ѕионы еще в глубокой древности славились чудодейственными свойствами, а их корни использовали в качестве талисмана. ѕред≠положительно свое название они получили от фракийской мест≠ности ѕеониг, где росли в диком виде. ќднако, по утверждению римского писател€ ѕлини€ ћладшего, название цветов происходит от имени врача ѕеона Ч ученика знаменитого лекар€ Ёскулапа, который с помощью этих растений проводил чудесные исцелени€.

    Ќаибольшей попул€рностью пользовались пионы в  итае, где их и начали культивировать. »нтересно, что у китайцев пион обычно олицетвор€л собой стыдливость и застенчивость, а у евро≠пейских народов он служил символом неуклюжести и глупой гордости.  ак свидетельствует легенда, на выборах заместительницы богини цветов ‘лоры пион не хотел признавать первенство розы.

    —лава роз также уходит в далекое прошлое: этот €рко цветущий кустарник был известен еще за три с половиной тыс€челети€ до нашей эры. —амые первые сведени€ о розах встречаютс€ в древ-неиндусских сказани€х, утверждающих, что каждый человек, при≠несший царю розу, может просить у него все, что пожелает.

    ¬осхищали розы и древних персов. ќни выращивали эти цветы в садах и внутренних дворах, украшали ими комнаты, купальни, могилы. ј поэты даже назвали ѕерсию √юлистаном, то есть садом розї. ¬последствии с распространением на ¬остоке ислама по€вилась легенда о том, что белые розы выросли из капель пота ћагомета при ночном его восхождении на небо и потому обладают очистительными свойствами.

    »з стран ѕередней јзии розы попали в ƒревнюю √рецию, где их стали почитать как символ любви и красоты. ј знаменита€ поэтесса —афо нарекла розу Ђцарицей цветовї.

    √реки считали, что розы по€вились из белоснежной пены, покрывавшей тело богини любви јфродиты, когда она вышла из мор€ после купани€. —огласно мифу, все розы сначала были белыми. Ќо однажды, узнав о смерти своего возлюбленного јдониса, рас≠терзанного на охоте диким вепрем, јфродита, не помн€ себ€ от гор€, бросилась к месту его гибели, не замеча€ ранивших ее острых шипов дикой розы Ч шиповника.  апли ее крови, попавшие на белые цветки, превратили их в €рко-красные.

    –озы играли важную роль в религиозных обр€дах и празднествах древних греков. ¬енками из них украшали статуи богинь, а храмы јфродиты об€зательно окружали обширными розовыми садами. –озы были непременной частью нар€да невесты, ими усыпали путь победителей, украшали их колесницы. Ќо эти цветы носили и в знак траура, убирали ими тело и гробницу усопшего.

     ульт роз сохранилс€ и в ƒревнем –име. ¬о времена республики они олицетвор€ли строгую нравственность и служили наградой за выдающиес€ де€ни€.

    ¬ эпоху упадка римской цивилизации роза стала цветком забавы и пь€ных оргий. ѕышными венками из роз об€зательно надел€ли гостей на пирах, розами украшали и прислуживавших рабов, посуду, столы. »з роз готовили всевозможные напитки и €ства. Ќекоторые патриции, отправл€€сь на морскую прогулку, велели посыпать поверхность мор€ лепестками роз. ѕоэтому все плодородные земли в окрестност€х –има превратили в розовые сады, но цветов все равно не хватало, их привозили из јлександрии и  арфагена, трат€ огромные деньги. ¬ –име существовала даже особа€ биржа, где занимались только куплей и продажей роз. —амыми ценными считались зацветавшие два раза в году розы из ѕестума, воспетые ¬ергилием и ќвидием.

    ѕочитали розы и древние германцы, посв€тившие их одной из своих главных богинь ‘ригге.  расные розы у этих племен служили символом меча и смертельной раны.

    ј вот первые христиане относились к розе как к цветку разврата и гибели. Ќо через несколько столетий эта непри€знь забылась, розу объ€вили райским цветком и посв€тили ее Ѕогоматери.

    ¬ средние века очень высоко чтили розы во ‘ранции. «десь их даже разводить позвол€ли не каждому, а получившие эту при≠вилегию ежегодно в день Ѕлаговещени€ и в день ¬ознесени€ должны были доставл€ть цветы городскому совету. ¬ XIII столетии у французских дам возник обычай носить венки из роз, с XVI века в городке ѕровен под ѕарижем начали ежегодно выбирать корол€, а затем и королеву роз.

    ќднако нередко розы символизировали несчастную любовь, горе, разобщение и даже войну. “ак, одна из самых длительных и кровопролитных войн в истории средневековой јнглии получила название войны јлой и Ѕелой розы. Ёто произошло из-за того, что в гербе одной воюющей фамилии Ч Ћанкастеров Ч была ала€ роза, а в гербе их противников Ч …орков Ч бела€. ¬последствии английские цветоводы вывели особый сорт розы Ч …орк-и-Ћан-кастер, на кустах которой одновременно распускались розовые и белые цветки.

     стати, многие старинные сорта европейских роз возникли при участии розы галльской, получившей свое название за широкое распространение во ‘ранции (√аллии), куда она была завезена из ћалой јзии. –оза галльска€ и происшедшие от нее путем скрещивани€ с другими видами роза дамасска€ и роза столистна€ обладали богатой палитрой окраски цветков, что позвол€ло исполь≠зовать их в селекции.

    ¬ конце XVIII Ч начале XIX столети€ в ≈вропу попали азиатские розы со своеобразно окрашенными махровыми ароматными цвет≠ками, цветущие дважды в течение вегетации. ќни послужили исход≠ным материалом дл€ выведени€ чайных роз, отличавшихс€ не≠обычайным ароматом. «атем были получены ремонтантные розы, дающие цветы высокого качества при повторном цветении. Ќа основе чайных и ремонтантных создали чайно-гибридные розы. ¬ насто€щее врем€ также выращивают розы флорибунда, непре≠рывно цветущие с весны до осени, миниатюрные, отличающиес€ низким (до 30 см) кустом и мелкими цветками, плетистые, побеги которых в длину достигают 2Ч5 м, и другие.

    ¬ –оссию европейские розы попали, скорее всего, в XVI веке и были досто€нием лишь царских садов. Ѕольшое распространение они получили при ѕетре I и особенно при ≈катерине II.

    —ирень в переводе с греческого Ч свирель, трубочка, дудочка. ѕо преданию, нимфа —иринга, спаса€сь от преследований бога лесов ѕана, укрылась в реке и обратилась в тростник. Ќо и здесь нашел ее ѕан, срезал тростник и сделал из него свирель. » запела свирель нежным голосом —иринги, услажда€ слух бога. ј им€ нимфы недаром носит попул€рное растение Ч сирень (Syringa). ¬едь если из куска ветки сирени извлечь м€гкую пробковую сер≠дцевину, то из нее можно сделать свисток или дудочку.

    ќ том, почему наиболее пышно сирень цветет в Ќорвегии и Ўвеции, существует не менее поэтична€ легенда.  ак-то богин€ весны решила окрасить землю. ќна вз€ла лучи солнца, примешала к ним пестрые лучи радуги и начала полными пригоршн€ми сыпать их на пол€, луга и леса. Ќо когда она достигла —кандинавии, то у радуги остались одни лиловые тона, которыми богин€ и окрасила этот холодный полуостров: как только лучи касались растений, на них сейчас же расцветали чудесные кисти сирени.

    ’ризантемы были известны жител€м  ита€ более двух тыс€ч лет назад, эти цветы они использовали в пищу и употребл€ли в лечебных цел€х. ѕервоначально хризантемы были только желтыми. ѕозднее по€вились растени€ с разной окраской и формой цветков и соцветий. ¬ IV столетии хризантемы попали в японию, котора€ стала их второй родиной. японцы вывели новые сорта этих цветов, проводили выставки хризантем. ј с VIII века хризантему стали изображать на гербе японии.

    ¬ ≈вропе первое цветение хризантем отмечено в 1764 году в ботаническом саду „елси в јнглии, но началом их по€влени€ на континенте считают 1789 год, когда несколько кустов привезли из  ита€ во ‘ранцию. Ўироким разведением и гибридизацией хризантем европейцы начали заниматьс€ в тридцатые годы XIX столети€.

    √иацинт в переводе с греческого означает Ђцветок дождейї, так как он начинает распускатьс€ в теплую и влажную весеннюю погоду. ƒревнегреческий миф св€зывает по€вление этого цветка на земле с гибелью дискобола √иацинта. ¬о врем€ сост€заний завидовавший ему бог западного ветра «ефир возвратил диск назад, и тот попал в голову юноши. »з крови погибшего и вырос душистый цветок. » хот€ древние греки считали гиацинт цветком смерти и печали, девушки украшали им волосы в день свадьбы подруги.

    ќчень любили гиацинт персы. «наменитый поэт ‘ирдоуси посв€тил этому цветку много строк, сравнива€ в стихах кудри красавиц с околоцветниками гиацинта.

    ¬ «ападную ≈вропу гиацинты попали лишь во второй половине XVII века, где долгое врем€ их знали немногие любители. Ўирокое распространение гиацинты получили после 1734 года, когда их луковицы с разбившегос€ корабл€ прибило к побережью √олландии. Ћуковицы, оказавшиес€ в подход€щем грунте, прижились и за≠цвели. ÷веты так понравились голландцам, что они начали вы≠ращивать гиацинты в своих садах. ѕозднее эти цветы стали куль≠тивировать в √ермании и ‘ранции.

    ’от€ известно, что родина тюльпанов Ч √реци€, первые све≠дени€ об этих цветах доход€т из ѕерсии, где они были воспеты многими поэтами. Ќо больше всего почитали тюльпаны в “урции. “ам их разводили в серал€х, так как жены султана считали, что эти цветы символизируют их расположение и любовь к повелителю. ≈жегодно они устраивали праздник тюльпанов.

    »з “урции в 1559 году тюльпаны завезли в √ерманию, откуда они быстро распространились по всей ≈вропе, и к 1740 году было описано более 300 сортов. Ёти цветы очень полюбили фран≠цузы и англичане, но больше всего тюльпанами увлеклись гол≠ландцы, хот€ узнали их довольно поздно Ч в 1634 году. ¬ √олландии тюльпаны стали предметом купли-продажи, и дл€ торговли ими даже были созданы специальные биржи.

    Ќазвание нарцисса происходит от греческого слова Ђнаркаої Ч одурманивать: запах этого душистого цветка может вызвать головную боль. ƒревние греки создали о нарциссе множество мифов. —амый распространенный повествует о том, что прекрасный юноша Ќарцисс был превращен богами в дивный цветок по просьбе нимфы Ёхо, котора€ никак не могла добитьс€ его внимани€. ѕревращение произошло в тот момент, когда Ќарцисс увидел свое отражение в ручье и влюбилс€ в себ€. ѕоэтому Ќарцисс часто служит нарицательным именем дл€ людей самовлюбленных.

    ѕо другой легенде, Ќарцисс ходил к ручью, чтобы видеть в нем свое отражение, напоминавшее умершую сестру. ќднажды, не выдержав своего одиночества и печали, он бросилс€ в ручей и погиб. ѕоэтому древние греки считали нарцисс цветком печали и смерти.

    Ќо древние римл€не плели из нарциссов венки дл€ пиров, венчали ими победителей. ј спуст€ века в ¬осточной ѕруссии эти цветы символизировали весну и счастливый брак. ” китайцев нарциссы играли важную роль в новогодних церемони€х.

    ¬ «ападной ≈вропе одним из центров культуры нарциссов стала јнгли€. ¬ эту страну нарциссы прислали из  онстантинопол€ в 1570 году дл€ лорда-казначе€ Ч большого любител€ цветов.

    √воздика, или диантус, означает Ђбожественный цветокї. “акое название дал ей известный шведский естествоиспытатель  арл Ћинней. ќднако истори€ гвоздики св€зана с целым р€дом кровавых событий.  ак повествует древнегреческий миф, эти цветы выросли из глаз пастушка, вырванных у него разгневанной богиней охоты за то, что своей игрой на свирели он разогнал диких животных.

    ¬о ‘ранции гвоздика по€вилась в конце XIII века, ее привезли из “униса рыцари в пам€ть об умершем во врем€ крестового похода короле Ћюдовике IX. ¬ дальнейшем красна€ гвоздика стала эмблемой приверженцев династии Ѕурбонов, и в годы ¬еликой французской революции сторонники корол€ шли на эшафот, ук≠расив себ€ ею. ¬ то врем€ цветок даже называли Ђгвоздикой ужасаї.

    ќдновременно французы верили в чудодейственную силу гвоздики, в ее способность защитить от пуль и возбудить храбрость. ѕоэтому шедшим на битву воинам давали букеты гвоздик, жела€ вернутьс€ с победой. ѕон€ти€ о храбрости и беззаветной отваге были так тесно св€заны с красной гвоздикой, что Ќаполеон, уч≠режда€ в 1802 году орден ѕочетного легиона, выбрал дл€ орденской ленты красный цвет. ѕосле этого приверженцы Ќаполеона избрали своим символом красную гвоздику, а сторонники Ѕурбонов Ч бе≠лую.

    ¬ јнглии гвоздика по€вилась в конце XVI века и стала любимым цветком королевы ≈лизаветы I. –азведением этой культуры начал заниматьс€ придворный садовник √ерард, и к 1629 году в јнглии существовало около 50 видов и форм гвоздики.

    ќднако если во ‘ранции и јнглии гвоздику любили главным образом представители высших сословий, то в Ѕельгии это был цветок бедн€ков, которые посв€щали ему краткие часы досуга после работы. » в конце концов у бельгийцев гвоздика стала символизировать домашний очаг, родительскую любовь и заботу.

    ¬ √ермании гвоздика не пользовалась особой попул€рностью, но немцы считали, что она символизирует посто€нство и верность.

    »звестна€ с глубокой древности примула, или первоцвет, счита≠лась целебным цветком ќлимпа, лекарством от всех болезней. ¬ чудодейственную силу примулы верили кельты, а в средние века возникло предание о том, что эти цветы стали расти на месте ключей, упавших на землю из рук апостола ѕетра.

    Ѕольшой любительницей примул была ≈катерина II, имевша€ их коллекцию в зимнем саду.

     то не знает цветов с поэтичным названием анютины глазки? Ёто тоже очень древние цветы, о по€влении которых на земле сохранилась древнегреческа€ легенда. ќднажды јфродита, купа€сь в гроте, куда не должен был проникать взгл€д человека, услышала шорох и увидела, что несколько смертных смотр€т на нее. ¬ гневе богин€ попросила «евса наказать дерзких, и тот превратил их в цветы, роспись которых в природе (виола трехцветна€) напоминает любопытство и удивление.

     стати, происхождение русского названи€ этих цветов неизве≠стно, а вот немцы называют их Ђмачехойї, объ€сн€€ это так: самый крупный нижний лепесток представл€ет собой расфран≠ченную мачеху, два €рких лепестка повыше Ч родных дочек, а два верхних белых или бледно окрашенных (у виолы трехцветной) Ч падчериц, одетых бедно.

    — XVI столети€ во многих европейских странах анютины глазки стали служить символом глубокомысли€ и их начали называть pensee Ч мысль, дума. ¬ јнглии, ѕольше и ‘ранции считали, что анютины глазки выражают собой большое расположение, сим≠патию людей друг к другу, им приписывали свойство приво≠раживать любовь. ¬ ¬алентинов день влюбленные посылали эти цветы как символ признани€ в чувстве, которое держалось до того в тайне. ѕоэтому в јнглии анютины глазки называют также Ђсердечным успокоениемї или Ђсердечной радостьюї.

    “рудно представить себе цветники без маргариток.  ак пове≠ствует древнеримска€ легенда, в маргаритку превратилась нимфа Ѕелидес, спасавша€с€ от преследовани€ бога времен года ¬ертумена. ѕо имени этой нимфы цветок получил свое латинское название Ч bellis perennis, что означает Ђвечна€ красавицаї, а название мар≠гаритка происходит от греческого слова Ђжемчужинаї (margarita). ќ возникновении этого цветка вообще сложено немало красивых преданий. ¬от одно из них. Ѕогоматерь зимой, когда кругом все покрыто снегом, сделала из шелка цветы, чтобы порадовать своего сына. ÷веточки так понравились маленькому »исусу, что весной он посадил их в землю и стал поливать. „ерез какое-то врем€ цветы ожили и расселились по всей земле. ¬ средние века в √ермании, ‘ранции, јнглии маргаритка играла роль любовного оракула, и рыцарь, если дама сердца была к нему благосклонна, изображал этот цветок на своем щите.

    Ћатинское название рода незабудка (myosotis) означает Ђмы≠шиные усикиї, что обусловлено формой листьев этих растений. ќдна »! древнегреческих легенд повествует о незабудке как о цветке разлуки и верности. ѕри расставании пастуха Ћикаса и пастушки Ёгле из слез девушки, пролитых на землю, выросли незабудки, голубой цвет которых напомнил цвет ее глаз. ¬ даль≠нейшем незабудка стала символом верности у многих народов, и весной в дни ее цветени€ устраивались праздники.

    Ќо с этим цветком св€заны и другие поверь€. Ќемцы считали, что незабудки открывают клады, помогают узнать им€ суженого или суженой. ј голландцы верили в целебную силу растени€ и готовили из сока незабудки сироп, который употребл€ли при ту≠беркулезе.

    яркие цветки мака с блест€щими, будто атласными, лепестками привлекали людей с давних времен. ќднако это растение ценили не только за красоту, но и за лекарственные свойства. »звестно, что уже в ƒревнем ≈гипте мак выращивали на специальных план≠таци€х и готовили из него Ђсонное зельеї, которое использовали как болеутол€ющее средство. Ќо египт€не, а позднее греки и римл€не заметили, что в слишком больших дозах снадобье приносило не пользу, а вред, поэтому мак стал символом сна, а иногда и смерти.

    ¬ св€зи с этим древние греки считали мак необходимым атрибутом бога сна √ипноса и его сына ћорфе€, которых изоб≠ражали с букетом или венком из маковых головок. ќдновременно люди обратили внимание и на чрезвычайную плодовитость мака, и он начал олицетвор€ть плодородие. ÷ветками мака стали ук≠рашать храм √еры Ч царицы богов и покровительницы супружества. ј в ƒревнем –име мак был посв€щен богине земледели€ ÷ерере, так как он рос среди хлебных полей.

    ¬ целебную силу мака продолжали верить и в средние века.  ороль франков  арл ¬еликий приказал даже, чтобы его высевали в каждом кресть€нском саду. ¬прочем, врачи того времени не рекомендовали увлекатьс€ лечением при помощи этого растени€. ј вскоре сложилось поверье, что человек, заснувший в маковом поле, заболевает сонной болезнью.

    ќчень почитали мак слав€не. ќни сравнивали его цветы с зарей и верили, что маковые семена могут защитить от злых духов.

    —кромные фиалки люди также любили с незапам€тных времен. ѕо одной из древнегреческих легенд эти цветы уронила на землю дочь «евса ѕрозерпина, когда ее похитил ѕлутон Ч владыка царства мертвых. ¬ св€зи с этим мифом фиалки стали считать цветами печали и смерти и посыпали ими смертное ложе и могилы молодых девушек. Ќо, с другой стороны, греки верили, что фиалки олицет≠вор€ют оживающую весеннюю природу и любили украшать ими свою одежду и жилища, а также статуи богов.  аждую весну фиалками одел€ли всех детей, достигших трехлетнего возраста, Ч это говорило о том, что они становились маленькими гражданами.

    ѕочти ни одно праздничное событие не обходилось без фиалок и в ƒревнем –име. –имл€не, кроме того, считали этот цветок целебным и добавл€ли его в вино.

    »з других европейских народов почти так же, как древние греки, любили фиалки и галлы. ” них эти цветы служили символом скромности и невинности, ими посыпали ложе новобрачных или могилу невесты, умершей до свадьбы. ќт галлов любовь к фиалкам перешла к французам, у которых они стали эмблемой вечной верности и посто€нства. ¬о ‘ранции фиалками увлекались и про≠столюдины, и монархи, но особенно нравились они актрисам, в том числе и знаменитой —аре Ѕернар.

    —трастным поклонником фиалок был и великий немецкий поэт √Єте. ѕричем он не только воспевал эти цветы в своих стихах, но и стремилс€, чтобы площади, улицы, парки и даже окрестности его родного города ¬еймара были украшены фиалками. ƒл€ этого во врем€ прогулок поэт повсюду высевал семена фиалок.

    Ѕезусловно, в истории цветов еще много не€сностей и даже противоречий, и любознательным есть над чем поломать голову. ј мы перейдем к основной теме книги Ч выращиванию этих чу≠додейственных растений на приусадебном участке.

    © 2003-2017. —айт ÷веты на даче.