Оглавление
  • НЕМНОГО ИСТОРИИ
  • ВЫРАЩИВАНИЕ СРЕЗОЧНЫХ ЦВЕТОВ
  • СОХРАНЕНИЕ СРЕЗАННЫХ ЦВЕТОВ
  • ВЫРАЩИВАНИЕ ЦВЕТОВ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ УЧАСТКА
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТОВ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ УЧАСТКА
  • ВНЕСЕНИЕ УДОБРЕНИЙ И СЕВООБОРОТЫ ЦВЕТОЧНЫХ КУЛЬТУР
  • ЗАЩИТА ЦВЕТОЧНЫХ КУЛЬТУР ОТ ВРЕДИТЕЛЕЙ И БОЛЕЗНЕЙ
  • ПРИГОТОВЛЕНИЕ НАСТОЕВ И ОТВАРОВ ДЛЯ ОБРАБОТКИ РАСТЕНИЙ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ
  • КАРТИНКИ ЦВЕТОВ
  • НЕМНОГО ИСТОРИИ

    С незапамятных времен люди украшали цветущими растениями свою одежду, жилища, храмы, использовали их в ритуальных обрядах, на праздничных церемониях и пирах. Цветы применяли как целительные средства и талисманы... Об этом свидетельствуют дошедшие до нас образцы архитектуры, прикладного и декоративно­го искусства, живописи, поэзии. Таким образом, цветы прочно вошли в быт людей и стали частью культуры, недаром немецкий писатель Бертольд Ауэрбах заметил: «В истории цветов заключается часть истории человечества».

    Происхождение и этапы развития цветочных культур обычно интересуют не только ученых, но и цветоводов-любителей. И это понятно, ведь кроме удовлетворения любопытства подобные све­дения имеют и большое практическое значение. Чем точнее цве­товод знает историю происхождения той или иной культуры, тем легче ему решать задачи по уходу за растениями. Иногда эти «истории» люди узнают из старинных легенд и поэтических пре­даний, связанных с цветами. «Сказка — ложь, да в ней намек...» К сожалению, рассказать о «родословной» каждого цветка в данной книге не представляется возможным, поэтому остановимся на наиболее известных.

    Изысканный цветок ириса, поражающий воображение своей пластичностью и бархатистостью лепестков, был известен еще в IX веке до нашей эры. Слово «ирис» в переводе с греческого означает радуга. Так же в греческой мифологии называли богиню, опускавшуюся на землю, чтобы возвестить людям волю богов. Название растению дал врач и естествоиспытатель Гиппократ.

    Уже в те времена высоко ценились лекарственные и космети­ческие свойства ирисов: из их корневищ изготовляли лекарства и благовония. Древние римляне на пирах клали цветки ириса в бокалы с вином.

    Л у христиан ирис стал символом страдания и боли. Его острые листья как бы олицетворяли страдания сердца Богоматери. В средние века ирисы выращивали в садах монастырей и замков, откуда в дальнейшем они «переселились» в сады горожан.

    Белые лилии многие народы с незапамятных времен связывали с непорочностью, невинностью и чистотой. А древние египтяне считали, что эти цветы выражают кратковременность жизни, сво­боду и надежду. Древние греки приписывали им божественное происхождение. Согласно преданию, белые лилии возникли из капель молока Геры — супруги владыки богов Зевса. У древних римлян лилии служили признаком изысканного вкуса, богатые патриции украшали ими свою одежду и колесницы. Еще за не­сколько тысячелетий до нашей эры лилии культивировали не только как декоративные, но и как лекарственные, косметические и пищевые растения.

    С распространением христианства белая лилия продолжала олицетворять собой чистоту и стала «цветком девы Марии». По преданию, архангел Гавриил явился к ней в Благовещение с белой лилией в руке. Оранжево-красные лилии, также известные со времен античности, символизировали кровь Христа. В средневековой Гер­мании о лилии ходило немало легенд как о цветке загробной жизни и искупления грехов.

    Особую роль лилия сыграла в истории Франции. Основатель Франкского государства Хлодвиг сделал ее эмблемой королевской власти, после того как победил германское племя алеманов с помощью явившегося ему ангела с лилией в руке. Так же как и ирисы, лилии в больших количествах выращивали в монастырских садах.

    Пионы еще в глубокой древности славились чудодейственными свойствами, а их корни использовали в качестве талисмана. Пред­положительно свое название они получили от фракийской мест­ности Пеониг, где росли в диком виде. Однако, по утверждению римского писателя Плиния Младшего, название цветов происходит от имени врача Пеона — ученика знаменитого лекаря Эскулапа, который с помощью этих растений проводил чудесные исцеления.

    Наибольшей популярностью пользовались пионы в Китае, где их и начали культивировать. Интересно, что у китайцев пион обычно олицетворял собой стыдливость и застенчивость, а у евро­пейских народов он служил символом неуклюжести и глупой гордости. Как свидетельствует легенда, на выборах заместительницы богини цветов Флоры пион не хотел признавать первенство розы.

    Слава роз также уходит в далекое прошлое: этот ярко цветущий кустарник был известен еще за три с половиной тысячелетия до нашей эры. Самые первые сведения о розах встречаются в древ-неиндусских сказаниях, утверждающих, что каждый человек, при­несший царю розу, может просить у него все, что пожелает.

    Восхищали розы и древних персов. Они выращивали эти цветы в садах и внутренних дворах, украшали ими комнаты, купальни, могилы. А поэты даже назвали Персию Гюлистаном, то есть садом роз». Впоследствии с распространением на Востоке ислама появилась легенда о том, что белые розы выросли из капель пота Магомета при ночном его восхождении на небо и потому обладают очистительными свойствами.

    Из стран Передней Азии розы попали в Древнюю Грецию, где их стали почитать как символ любви и красоты. А знаменитая поэтесса Сафо нарекла розу «царицей цветов».

    Греки считали, что розы появились из белоснежной пены, покрывавшей тело богини любви Афродиты, когда она вышла из моря после купания. Согласно мифу, все розы сначала были белыми. Но однажды, узнав о смерти своего возлюбленного Адониса, рас­терзанного на охоте диким вепрем, Афродита, не помня себя от горя, бросилась к месту его гибели, не замечая ранивших ее острых шипов дикой розы — шиповника. Капли ее крови, попавшие на белые цветки, превратили их в ярко-красные.

    Розы играли важную роль в религиозных обрядах и празднествах древних греков. Венками из них украшали статуи богинь, а храмы Афродиты обязательно окружали обширными розовыми садами. Розы были непременной частью наряда невесты, ими усыпали путь победителей, украшали их колесницы. Но эти цветы носили и в знак траура, убирали ими тело и гробницу усопшего.

    Культ роз сохранился и в Древнем Риме. Во времена республики они олицетворяли строгую нравственность и служили наградой за выдающиеся деяния.

    В эпоху упадка римской цивилизации роза стала цветком забавы и пьяных оргий. Пышными венками из роз обязательно наделяли гостей на пирах, розами украшали и прислуживавших рабов, посуду, столы. Из роз готовили всевозможные напитки и яства. Некоторые патриции, отправляясь на морскую прогулку, велели посыпать поверхность моря лепестками роз. Поэтому все плодородные земли в окрестностях Рима превратили в розовые сады, но цветов все равно не хватало, их привозили из Александрии и Карфагена, тратя огромные деньги. В Риме существовала даже особая биржа, где занимались только куплей и продажей роз. Самыми ценными считались зацветавшие два раза в году розы из Пестума, воспетые Вергилием и Овидием.

    Почитали розы и древние германцы, посвятившие их одной из своих главных богинь Фригге. Красные розы у этих племен служили символом меча и смертельной раны.

    А вот первые христиане относились к розе как к цветку разврата и гибели. Но через несколько столетий эта неприязнь забылась, розу объявили райским цветком и посвятили ее Богоматери.

    В средние века очень высоко чтили розы во Франции. Здесь их даже разводить позволяли не каждому, а получившие эту при­вилегию ежегодно в день Благовещения и в день Вознесения должны были доставлять цветы городскому совету. В XIII столетии у французских дам возник обычай носить венки из роз, с XVI века в городке Провен под Парижем начали ежегодно выбирать короля, а затем и королеву роз.

    Однако нередко розы символизировали несчастную любовь, горе, разобщение и даже войну. Так, одна из самых длительных и кровопролитных войн в истории средневековой Англии получила название войны Алой и Белой розы. Это произошло из-за того, что в гербе одной воюющей фамилии — Ланкастеров — была алая роза, а в гербе их противников — Йорков — белая. Впоследствии английские цветоводы вывели особый сорт розы — Йорк-и-Лан-кастер, на кустах которой одновременно распускались розовые и белые цветки.

    Кстати, многие старинные сорта европейских роз возникли при участии розы галльской, получившей свое название за широкое распространение во Франции (Галлии), куда она была завезена из Малой Азии. Роза галльская и происшедшие от нее путем скрещивания с другими видами роза дамасская и роза столистная обладали богатой палитрой окраски цветков, что позволяло исполь­зовать их в селекции.

    В конце XVIII — начале XIX столетия в Европу попали азиатские розы со своеобразно окрашенными махровыми ароматными цвет­ками, цветущие дважды в течение вегетации. Они послужили исход­ным материалом для выведения чайных роз, отличавшихся не­обычайным ароматом. Затем были получены ремонтантные розы, дающие цветы высокого качества при повторном цветении. На основе чайных и ремонтантных создали чайно-гибридные розы. В настоящее время также выращивают розы флорибунда, непре­рывно цветущие с весны до осени, миниатюрные, отличающиеся низким (до 30 см) кустом и мелкими цветками, плетистые, побеги которых в длину достигают 2—5 м, и другие.

    В Россию европейские розы попали, скорее всего, в XVI веке и были достоянием лишь царских садов. Большое распространение они получили при Петре I и особенно при Екатерине II.

    Сирень в переводе с греческого — свирель, трубочка, дудочка. По преданию, нимфа Сиринга, спасаясь от преследований бога лесов Пана, укрылась в реке и обратилась в тростник. Но и здесь нашел ее Пан, срезал тростник и сделал из него свирель. И запела свирель нежным голосом Сиринги, услаждая слух бога. А имя нимфы недаром носит популярное растение — сирень (Syringa). Ведь если из куска ветки сирени извлечь мягкую пробковую сер­дцевину, то из нее можно сделать свисток или дудочку.

    О том, почему наиболее пышно сирень цветет в Норвегии и Швеции, существует не менее поэтичная легенда. Как-то богиня весны решила окрасить землю. Она взяла лучи солнца, примешала к ним пестрые лучи радуги и начала полными пригоршнями сыпать их на поля, луга и леса. Но когда она достигла Скандинавии, то у радуги остались одни лиловые тона, которыми богиня и окрасила этот холодный полуостров: как только лучи касались растений, на них сейчас же расцветали чудесные кисти сирени.

    Хризантемы были известны жителям Китая более двух тысяч лет назад, эти цветы они использовали в пищу и употребляли в лечебных целях. Первоначально хризантемы были только желтыми. Позднее появились растения с разной окраской и формой цветков и соцветий. В IV столетии хризантемы попали в Японию, которая стала их второй родиной. Японцы вывели новые сорта этих цветов, проводили выставки хризантем. А с VIII века хризантему стали изображать на гербе Японии.

    В Европе первое цветение хризантем отмечено в 1764 году в ботаническом саду Челси в Англии, но началом их появления на континенте считают 1789 год, когда несколько кустов привезли из Китая во Францию. Широким разведением и гибридизацией хризантем европейцы начали заниматься в тридцатые годы XIX столетия.

    Гиацинт в переводе с греческого означает «цветок дождей», так как он начинает распускаться в теплую и влажную весеннюю погоду. Древнегреческий миф связывает появление этого цветка на земле с гибелью дискобола Гиацинта. Во время состязаний завидовавший ему бог западного ветра Зефир возвратил диск назад, и тот попал в голову юноши. Из крови погибшего и вырос душистый цветок. И хотя древние греки считали гиацинт цветком смерти и печали, девушки украшали им волосы в день свадьбы подруги.

    Очень любили гиацинт персы. Знаменитый поэт Фирдоуси посвятил этому цветку много строк, сравнивая в стихах кудри красавиц с околоцветниками гиацинта.

    В Западную Европу гиацинты попали лишь во второй половине XVII века, где долгое время их знали немногие любители. Широкое распространение гиацинты получили после 1734 года, когда их луковицы с разбившегося корабля прибило к побережью Голландии. Луковицы, оказавшиеся в подходящем грунте, прижились и за­цвели. Цветы так понравились голландцам, что они начали вы­ращивать гиацинты в своих садах. Позднее эти цветы стали куль­тивировать в Германии и Франции.

    Хотя известно, что родина тюльпанов — Греция, первые све­дения об этих цветах доходят из Персии, где они были воспеты многими поэтами. Но больше всего почитали тюльпаны в Турции. Там их разводили в сералях, так как жены султана считали, что эти цветы символизируют их расположение и любовь к повелителю. Ежегодно они устраивали праздник тюльпанов.

    Из Турции в 1559 году тюльпаны завезли в Германию, откуда они быстро распространились по всей Европе, и к 1740 году было описано более 300 сортов. Эти цветы очень полюбили фран­цузы и англичане, но больше всего тюльпанами увлеклись гол­ландцы, хотя узнали их довольно поздно — в 1634 году. В Голландии тюльпаны стали предметом купли-продажи, и для торговли ими даже были созданы специальные биржи.

    Название нарцисса происходит от греческого слова «наркао» — одурманивать: запах этого душистого цветка может вызвать головную боль. Древние греки создали о нарциссе множество мифов. Самый распространенный повествует о том, что прекрасный юноша Нарцисс был превращен богами в дивный цветок по просьбе нимфы Эхо, которая никак не могла добиться его внимания. Превращение произошло в тот момент, когда Нарцисс увидел свое отражение в ручье и влюбился в себя. Поэтому Нарцисс часто служит нарицательным именем для людей самовлюбленных.

    По другой легенде, Нарцисс ходил к ручью, чтобы видеть в нем свое отражение, напоминавшее умершую сестру. Однажды, не выдержав своего одиночества и печали, он бросился в ручей и погиб. Поэтому древние греки считали нарцисс цветком печали и смерти.

    Но древние римляне плели из нарциссов венки для пиров, венчали ими победителей. А спустя века в Восточной Пруссии эти цветы символизировали весну и счастливый брак. У китайцев нарциссы играли важную роль в новогодних церемониях.

    В Западной Европе одним из центров культуры нарциссов стала Англия. В эту страну нарциссы прислали из Константинополя в 1570 году для лорда-казначея — большого любителя цветов.

    Гвоздика, или диантус, означает «божественный цветок». Такое название дал ей известный шведский естествоиспытатель Карл Линней. Однако история гвоздики связана с целым рядом кровавых событий. Как повествует древнегреческий миф, эти цветы выросли из глаз пастушка, вырванных у него разгневанной богиней охоты за то, что своей игрой на свирели он разогнал диких животных.

    Во Франции гвоздика появилась в конце XIII века, ее привезли из Туниса рыцари в память об умершем во время крестового похода короле Людовике IX. В дальнейшем красная гвоздика стала эмблемой приверженцев династии Бурбонов, и в годы Великой французской революции сторонники короля шли на эшафот, ук­расив себя ею. В то время цветок даже называли «гвоздикой ужаса».

    Одновременно французы верили в чудодейственную силу гвоздики, в ее способность защитить от пуль и возбудить храбрость. Поэтому шедшим на битву воинам давали букеты гвоздик, желая вернуться с победой. Понятия о храбрости и беззаветной отваге были так тесно связаны с красной гвоздикой, что Наполеон, уч­реждая в 1802 году орден Почетного легиона, выбрал для орденской ленты красный цвет. После этого приверженцы Наполеона избрали своим символом красную гвоздику, а сторонники Бурбонов — бе­лую.

    В Англии гвоздика появилась в конце XVI века и стала любимым цветком королевы Елизаветы I. Разведением этой культуры начал заниматься придворный садовник Герард, и к 1629 году в Англии существовало около 50 видов и форм гвоздики.

    Однако если во Франции и Англии гвоздику любили главным образом представители высших сословий, то в Бельгии это был цветок бедняков, которые посвящали ему краткие часы досуга после работы. И в конце концов у бельгийцев гвоздика стала символизировать домашний очаг, родительскую любовь и заботу.

    В Германии гвоздика не пользовалась особой популярностью, но немцы считали, что она символизирует постоянство и верность.

    Известная с глубокой древности примула, или первоцвет, счита­лась целебным цветком Олимпа, лекарством от всех болезней. В чудодейственную силу примулы верили кельты, а в средние века возникло предание о том, что эти цветы стали расти на месте ключей, упавших на землю из рук апостола Петра.

    Большой любительницей примул была Екатерина II, имевшая их коллекцию в зимнем саду.

    Кто не знает цветов с поэтичным названием анютины глазки? Это тоже очень древние цветы, о появлении которых на земле сохранилась древнегреческая легенда. Однажды Афродита, купаясь в гроте, куда не должен был проникать взгляд человека, услышала шорох и увидела, что несколько смертных смотрят на нее. В гневе богиня попросила Зевса наказать дерзких, и тот превратил их в цветы, роспись которых в природе (виола трехцветная) напоминает любопытство и удивление.

    Кстати, происхождение русского названия этих цветов неизве­стно, а вот немцы называют их «мачехой», объясняя это так: самый крупный нижний лепесток представляет собой расфран­ченную мачеху, два ярких лепестка повыше — родных дочек, а два верхних белых или бледно окрашенных (у виолы трехцветной) — падчериц, одетых бедно.

    С XVI столетия во многих европейских странах анютины глазки стали служить символом глубокомыслия и их начали называть pensee — мысль, дума. В Англии, Польше и Франции считали, что анютины глазки выражают собой большое расположение, сим­патию людей друг к другу, им приписывали свойство приво­раживать любовь. В Валентинов день влюбленные посылали эти цветы как символ признания в чувстве, которое держалось до того в тайне. Поэтому в Англии анютины глазки называют также «сердечным успокоением» или «сердечной радостью».

    Трудно представить себе цветники без маргариток. Как пове­ствует древнеримская легенда, в маргаритку превратилась нимфа Белидес, спасавшаяся от преследования бога времен года Вертумена. По имени этой нимфы цветок получил свое латинское название — bellis perennis, что означает «вечная красавица», а название мар­гаритка происходит от греческого слова «жемчужина» (margarita). О возникновении этого цветка вообще сложено немало красивых преданий. Вот одно из них. Богоматерь зимой, когда кругом все покрыто снегом, сделала из шелка цветы, чтобы порадовать своего сына. Цветочки так понравились маленькому Иисусу, что весной он посадил их в землю и стал поливать. Через какое-то время цветы ожили и расселились по всей земле. В средние века в Германии, Франции, Англии маргаритка играла роль любовного оракула, и рыцарь, если дама сердца была к нему благосклонна, изображал этот цветок на своем щите.

    Латинское название рода незабудка (myosotis) означает «мы­шиные усики», что обусловлено формой листьев этих растений. Одна И! древнегреческих легенд повествует о незабудке как о цветке разлуки и верности. При расставании пастуха Ликаса и пастушки Эгле из слез девушки, пролитых на землю, выросли незабудки, голубой цвет которых напомнил цвет ее глаз. В даль­нейшем незабудка стала символом верности у многих народов, и весной в дни ее цветения устраивались праздники.

    Но с этим цветком связаны и другие поверья. Немцы считали, что незабудки открывают клады, помогают узнать имя суженого или суженой. А голландцы верили в целебную силу растения и готовили из сока незабудки сироп, который употребляли при ту­беркулезе.

    Яркие цветки мака с блестящими, будто атласными, лепестками привлекали людей с давних времен. Однако это растение ценили не только за красоту, но и за лекарственные свойства. Известно, что уже в Древнем Египте мак выращивали на специальных план­тациях и готовили из него «сонное зелье», которое использовали как болеутоляющее средство. Но египтяне, а позднее греки и римляне заметили, что в слишком больших дозах снадобье приносило не пользу, а вред, поэтому мак стал символом сна, а иногда и смерти.

    В связи с этим древние греки считали мак необходимым атрибутом бога сна Гипноса и его сына Морфея, которых изоб­ражали с букетом или венком из маковых головок. Одновременно люди обратили внимание и на чрезвычайную плодовитость мака, и он начал олицетворять плодородие. Цветками мака стали ук­рашать храм Геры — царицы богов и покровительницы супружества. А в Древнем Риме мак был посвящен богине земледелия Церере, так как он рос среди хлебных полей.

    В целебную силу мака продолжали верить и в средние века. Король франков Карл Великий приказал даже, чтобы его высевали в каждом крестьянском саду. Впрочем, врачи того времени не рекомендовали увлекаться лечением при помощи этого растения. А вскоре сложилось поверье, что человек, заснувший в маковом поле, заболевает сонной болезнью.

    Очень почитали мак славяне. Они сравнивали его цветы с зарей и верили, что маковые семена могут защитить от злых духов.

    Скромные фиалки люди также любили с незапамятных времен. По одной из древнегреческих легенд эти цветы уронила на землю дочь Зевса Прозерпина, когда ее похитил Плутон — владыка царства мертвых. В связи с этим мифом фиалки стали считать цветами печали и смерти и посыпали ими смертное ложе и могилы молодых девушек. Но, с другой стороны, греки верили, что фиалки олицет­воряют оживающую весеннюю природу и любили украшать ими свою одежду и жилища, а также статуи богов. Каждую весну фиалками оделяли всех детей, достигших трехлетнего возраста, — это говорило о том, что они становились маленькими гражданами.

    Почти ни одно праздничное событие не обходилось без фиалок и в Древнем Риме. Римляне, кроме того, считали этот цветок целебным и добавляли его в вино.

    Из других европейских народов почти так же, как древние греки, любили фиалки и галлы. У них эти цветы служили символом скромности и невинности, ими посыпали ложе новобрачных или могилу невесты, умершей до свадьбы. От галлов любовь к фиалкам перешла к французам, у которых они стали эмблемой вечной верности и постоянства. Во Франции фиалками увлекались и про­столюдины, и монархи, но особенно нравились они актрисам, в том числе и знаменитой Саре Бернар.

    Страстным поклонником фиалок был и великий немецкий поэт Гёте. Причем он не только воспевал эти цветы в своих стихах, но и стремился, чтобы площади, улицы, парки и даже окрестности его родного города Веймара были украшены фиалками. Для этого во время прогулок поэт повсюду высевал семена фиалок.

    Безусловно, в истории цветов еще много неясностей и даже противоречий, и любознательным есть над чем поломать голову. А мы перейдем к основной теме книги — выращиванию этих чу­додейственных растений на приусадебном участке.

    © 2003-2024. Сайт Цветы на даче.