Оглавление
  • НЕМНОГО ИСТОРИИ
  • ВЫРАЩИВАНИЕ СРЕЗОЧНЫХ ЦВЕТОВ
  • СОХРАНЕНИЕ СРЕЗАННЫХ ЦВЕТОВ
  • ВЫРАЩИВАНИЕ ЦВЕТОВ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ УЧАСТКА
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦВЕТОВ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ УЧАСТКА
  • ВНЕСЕНИЕ УДОБРЕНИЙ И СЕВООБОРОТЫ ЦВЕТОЧНЫХ КУЛЬТУР
  • ЗАЩИТА ЦВЕТОЧНЫХ КУЛЬТУР ОТ ВРЕДИТЕЛЕЙ И БОЛЕЗНЕЙ
  • ПРИГОТОВЛЕНИЕ НАСТОЕВ И ОТВАРОВ ДЛЯ ОБРАБОТКИ РАСТЕНИЙ
  • ПРИЛОЖЕНИЕ
  • КАРТИНКИ ЦВЕТОВ
  • ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА ЧЕЛОВЕКОМ

    Онлайн кассы

    Психофизиологами установлено, что первым из всех факторов (цвет, запах, звук, вкус и т. д.), воздействующих на психику и эмоции человека, является цвет. Поэтому на садовом участке, куда люди приезжают отдыхать, особенно важно создать цветовое окружение, способствующее этому.

    Цветочные растения отличаются самой разнообразной окраской и могут помочь в создании гармоничной колористической среды участка. Для начала надо познакомиться, как различные цвета и цветовые сочетания влияют на психологические и физиологическое состояние организма человека.

    Красный — это цвет действия, он увеличивает мускульное на­пряжение, кровяное давление, ритм дыхания, стимулирует работу мозга, эффективен при меланхолии, депрессии. Однако действие красного цвета кратковременно.

    Оранжевый цвет улучшает пищеварение, ускоряет ток крови, вызывает радость, но может как успокаивать, так и раздражать.

    Желтый цвет стимулирует зрение, работу мозга, успокаивает психоневрозы, вызывает хорошее настроение, бодрость.

    Зеленый цвет снижает кровяное давление, расширяет сосуды, облегчает невралгию, мигрень, освежает, успокаивает.

    Голубой цвет снижает мускульное напряжение, способствует замедлению пульса и ритма дыхания, успокаивает, но от длитель­ного его восприятия появляется усталость.

    Фиолетовый цвет увеличивает выносливость, но вызывает пе­чаль, меланхолию, депрессию.

    Сочетание желтого с оранжевым воспринимается как активное, жизнерадостное, с пурпурным — парадное, с зеленым — освежающее, жизнерадостное, с белым — вялое, с синим — как успокаивающее.

    Сочетание красного с фиолетовым действует как вялое, слабое, с синим — динамичное, жизнеутверждающее, с желто-зеленым — активизирующее, с черным — угнетающее, с белым — жесткое, не­органичное, с серым — теплое, приятное.

    Сочетание синего с оранжевым — живое, возбуждающее, с фиолс товым — отступающее, с зеленым — холодное и неподвижное, с бе­лым — навевает прохладу и чистоту, с серым — вызывает неудов­летворенность.

    Сочетание зеленого с фиолетовым создает чувство нереальности, с оранжевым — радости, с белым — прохлады, чистоты, сдержан­ности, с коричневым — спокойствия, естественности.

    Таким образом, экспансивным, темпераментным и раздражи­тельным людям лучше не использовать для декоративного офор­мления в большом количестве растения красных и оранжевых тонов. На них благоприятно действуют растения синей и фиоле­товой окраски. Наоборот, людям робким, застенчивым лучше выби­рать для этой цели желтый и оранжевый цвета.

    Па восприятие цвета влияет и возраст человека. Так, дети любят светлые и яркие тона, но они гораздо чувствительнее к цвету, чем взрослые. Это же относится и к пожилым людям. Значит, чтобы избежать цветоконтрастных сочетаний, для офор­мления участка не стоит использовать цветоконтрастные растения с резким контрастом по светлоте.

    Чувствительность глаза к различным цветам существенно зави­сит от освещенности. Например, при дневном освещении, но не на солнце цвета теплой гаммы спектра (красный, оранжевый и желтый) кажутся более яркими, чем цвета холодной гаммы (го­лубой, синий, фиолетовый). С наступлением сумерек картина ста­новится обратной. При ярком солнечном свете способность человека различать цвета, особенно теплых тонов, притупляется. На юге глаз различает меньше оттенков, чем в средней полосе.

    Очень часто цветоводы-любители сталкиваются с тем, что не могут получить желаемого впечатления от созданного цветника: он раздражает, кажется невыразительным и т. д. В таких случаях необходимо помнить о явлении цветового контраста и правильно им пользоваться. При создании цветника прежде всего необходимо четко продумать порядок восприятия цветовых поверхностей. В зависимости от этого цветовой контраст бывает последовательным и одновременным.

    Если цветовые пятна в композии воспринимаются последо­вательно (сначала одно, а затем другое), то речь идет о последо­вательном цветовом контрасте, при котором вследствие инерции зрительного процесса на короткое время наблюдается изменение цвета второй поверхности. Например, около дома с белыми стенами посажена группа сальвии. Если в течение определенного времени смотреть на сальвию, а затем перенести взгляд на белую стену, то первые 3—5 с стена воспринимается не как белая, а как свет­ло-зеленая. Подобный эффект получается при переносе взгляда с любого хроматического цвета на белый. Изменившийся цвет на­зывают цветом последовательного образа.

    Иногда композицию строят так, что последовательно воспринимаются два хроматических цвета. В данном случае цвет пос­ледовательного образа суммируется с цветом второй хроматической поверхности. Например, цветник представляет собой группу, со­стоящую из двух видов растений: красной сальвии, воспринима­емой глазом вначале, и красной бегонии. В результате бегония на 3—5 с кажется грязновато-красной и оставляет неприятное впечатление. Для сглаживания подобного эффекта бегонию следует расположить так, чтобы она воспринималась дольше, чем указанное время.

    Аналогично при последовательном переводе взгляда с красной сальвии на желтые тагетесы или с красных роз на желтые желтый цвет приобретает зеленоватый оттенок, и наоборот, если сначала смотреть на желтый тагетес, а затем на красную сальвию, то красный цвет станет более холодным — пурпурным. Если же пере­вести взгляд с красных тюльпанов на синие незабудки, то последние покажутся не синими, а голубыми; фиолетовые и синие фиалки после желтых покажутся более насыщенными, а желтые тагетесы после оранжевых приобретают сероватый оттенок. Иными словами, при последовательном контрасте цвет второй поверхности воспри­нимается более насыщенным, если он контрастирует или дополняет цвет первой поверхности, и кажется тем более грязным, чем ближе он по тону к первой поверхности.

    Однако чаще всего цветники устраивают таким образом, что одновременно воспринимаются два или несколько цветов. В резуль­тате в зоне их соприкосновения возникает одновременный контраст, вызывающий ощущение изменения по цветовому тону, светлоте, насыщенности.

    По цветовому тону одновременный контраст возникает на гра­нице в следующих случаях:

    сочетания ахроматических и хроматических цветов — если на хроматическом фоне из синей лобелии, фиолетового агератума, красной бегонии грацилис поместить рисунок из белых лобулярии или бегонии грацилис (в этом случае рисунок воспринимается в цвете, контрастном цвету фона, близком к дополнительному цвету фона; то есть если фон состоит из синей лобелии, то рисунок из бегонии воспринимается не белым, а ненасыщенно-желтым — белый цвет как бы приобретет желтый оттенок, а белая бегония на фоне красной становится голубоватой);

    если хроматическая и ахроматическая поверхности обладают одинаковой светлотой (например, при сочетании серого стахиса и нежно-кораллово-розовой розы сорта Юниор Мисс на границе двух цветов ощущается каемка голубоватого цвета — контрастного красному);

    сочетания из хроматических цветов — если на хроматическом фоне из красной сальвии поместить хроматический рисунок из оранжевых и желтых тагетесов или синей лобелии, то цвет рисунка как бы суммируется с цветом, контрастным фону, и воспринимается как новый — на красном фоне оранжевые тагетесы желтеют, а желтые тагетесы и синие лобелии зеленеют.

    Таким образом, любой цвет на фоне своего дополнительного или контрастного воспринимается как более насыщенный, а близ­кие по тону цвета на фоне друг друга теряют свою насыщенность. Подобные изменения в ощущении следует учитывать при подборе растений для цветочного оформления. Так, если цвет растений ненасыщенный, то к ним подбирают культуры, усиливающие ощу­щение насыщенности. Например, с малонасыщенными фиолето­выми агератумом, алиссумом и вербеной лучше посадить желтый тагетес, а не бледно-розовую бегонию. А светло-голубые ирисы эффектно смотрятся рядом с оранжевым маком восточным. И наоборот, растения с очень насыщенным тоном обычно размещают рядом: флокс шиловидный светло-розовой окраски снижает на­сыщенность свекольно-малинового.

    После изложенного совершенно справедливо встает вопрос о том, как определить степень контраста по цветовому тону? Это достаточно легко сделать с помощью цветового круга. Если вы­бранные два тона расположены в круге таким образом, что величина угла дуги между ними составляет 120—180°, то контраст большой (например, синий и желтый, красный и голубой, пурпурный и зеленый, оранжевый и фиолетовый). При величине угла 70—120° контраст средний (фиолетовый и красный, красный и желтый, оранжевый и зеленый). Если тона расположены в пределах 60°, то контраст малый (красный и пурпурный, желтый и оранжевый и т. д.). Наряду с контрастом по цветовому тону в любой композиции важную роль играет контраст по светлоте.

    Контраст по насыщенности формально определить невозможно. Но при составлении композиции нужно помнить, что тона с высокой насыщенностью необходимо применять в композиции минимально.

    После ознакомления со всеми видами контрастов можно понять, что человек не воспринимает каждый отдельный контраст, а оце­нивает их в совокупности. Различное сочетание контрастов по тону и светлоте дает неодинаковое ощущение цветового контраста в целом.

    Большой цветовой контраст в композиции ощущается в двух случаях: если используют растения с большим контрастом по цветовому тону при среднем или большом контрасте по светлоте (сочетание фиолетовых и желтых фиалок, красных тюльпанов и голубых незабудок); если применяют растения со средним контр­астом по цветовому тону при большом по светлоте (сочетание светло-красных и темно-фиолетовых роз).

    Средний цветовой контраст также возникает в двух случаях: при среднем контрасте по цветовому тону и светлоте (сочетании пурпурных и алых роз); при малом контрасте по цветовому тону и большом по светлоте (сочетание светло-розовых и темно-пур­пурных пионов).

    Малый цветовой контраст ощущается при любом контрасте по цветовому тону и малом по светлоте. Например, он возникает в композиции из синих и фиолетовых дельфиниумов или ирисов.

    Кроме того, при подборе растений для цветника надо иметь в виду, что различные цветовые тона в зависимости от светлоты и насыщенности дают ощущение неодинакового количества цвета. Так, большое количество цвета ощущается у растений, окрашенных в красные тона со светлотой более 60% и насыщенностью более 30% (настурция, гвоздика перистая, розы сортов Юниор Мисс, Утро Москвы, Суматра, Супер Стар, тюльпаны сортов Али-Баба, Дипломат, Лондон, Мэй Чандер, Оксфорд, сальвия); у растений оранжевых тонов со светлотой больше 60% и насыщенностью более 30% (купальница Ледебура, лилия шафранная, мак восточ­ный, настурция, тагетесы, эшшольция) и желтых со светлотой более 30% и насыщенностью более 60% (алиссум скалистый, дороникум подорожниковый, ирисы, купальница европейская и азиатская, лилии желтых сортов, настурция, розы желтых сортов, рудбекия Хирта, тагетесы и другие).

    Среднее количество цвета ощущается у растений, окрашенных в пурпурные тона при светлоте 3—15% и насыщенности 30—50% (астра китайская, бегония, вербена, гвоздика перистая, годеция, п.виный зев, настурция, петуния, пионы, розы сортов Крайслер Империал и Фараон, тюльпаны сортов Атилла, Олаф, Ольга, Элек­тра, флоксы метельчатый и шиловидный); растений красных и оранжевых тонов при светлоте 2—6% и насыщенности 40—70% (бегония, гвоздика перистая, годеция, люпин, львиный зев и т. д.); растений синей и голубой окраски при светлоте 6—18% и насы­щенности 30—40% (дельфиниумы сортов Репин и Сиреневая спираль, ирисы сорта Соут Пацифик, незабудка), а также у растений фиоле­товых тонов при светлоте 18—50% и насыщенности 30—50% (аге-ратум, арабис альпийский, колокольчик широколистный, левкой, наперстянка, обриета, флоксы).

    Малое количество цвета в основном дают растения, окрашенные в синие тона со светлотой до 8% и насыщенностью 40—50% (дельфиниум сортов Блю Джейн, Голубое кружево, лобелия) и фиолетовые тона со светлотой до 18% и насыщенностью 30—70% (алиссум морской, вербена, гелиотроп, ирисы сортов Сабле, Сапфир и других, люпин, обриета, петуния сорта Дункель Виолетт, роза сорта Кримсон Глори).

    Таким образом, чтобы цветник производил хорошее впечат­ление, тона, дающие большое количество цвета в композиции, должны занимать как можно меньшую площадь, иначе они ока­зывают раздражающее действие. Растения с подобной окраской следует использовать только в качестве акцентов.

    Не следует огорчаться, если в первые два года после посадки миксбордер будет казаться «пустым». В это время свободные места можно заполнять лет­никами: петунией, астрами, тагетесом, настурцией и другими.

    Следует также помнить, что миксбордер будет декоративным только при соблюдении всех правил ухода. Надо своевременно удалять отцветшие цветоносы, засохшие стебли и листья, вовремя пересаживать и делить растения.

    Ниже описаны миксбордеры, достаточно простые в использо­вании. Если их воссоздать на участке или принять за основу для составления собственного оригинального проекта, то можно по­лучить красивую картину с ранней весны до поздней осени.

    Декоративный эффект миксбордера с тюльпанами, пионами, флоксами, ирисом, астрой, арабисом, хостой и солидаго возникает благодаря одновременному цветению растений разных видов. В миксбордере с тюльпанами, розами, ячменем, стахисом и другими растениями декоративный эффект возникает из-за длительного срока цветения тюльпанов, сменяющегося затем цветением роз. Миксбордеры можно создавать и из лекарственных растений. Декоративный эффект композиции, предложенный А. М. Раби­новичем, рассчитан на 195 сут. В середине апреля появляются побеги пиона уклоняющегося, в середине мая зацветает родиола розовая, затем пион и боярышник. В июне цветет левзея сафло-ровидная, с середины июня до сентября — ноготки, с июля до середины августа — лен обыкновенный. Аналогичным образом мож­но создать миксбордер из пряноароматических растений.

    © 2003-2024. Сайт Цветы на даче.