ќглавление
  • Ќ≈ћЌќ√ќ »—“ќ–»»
  • ¬џ–јў»¬јЌ»≈ —–≈«ќ„Ќџ’ ÷¬≈“ќ¬
  • —ќ’–јЌ≈Ќ»≈ —–≈«јЌЌџ’ ÷¬≈“ќ¬
  • ¬џ–јў»¬јЌ»≈ ÷¬≈“ќ¬ ƒЋя ќ‘ќ–ћЋ≈Ќ»я ”„ј—“ ј
  • »—ѕќЋ№«ќ¬јЌ»≈ ÷¬≈“ќ¬ ѕ–» ќ‘ќ–ћЋ≈Ќ»» ”„ј—“ ј
  • ¬Ќ≈—≈Ќ»≈ ”ƒќЅ–≈Ќ»… » —≈¬ќќЅќ–ќ“џ ÷¬≈“ќ„Ќџ’  ”Ћ№“”–
  • «јў»“ј ÷¬≈“ќ„Ќџ’  ”Ћ№“”– ќ“ ¬–≈ƒ»“≈Ћ≈… » ЅќЋ≈«Ќ≈…
  • ѕ–»√ќ“ќ¬Ћ≈Ќ»≈ Ќј—“ќ≈¬ » ќ“¬ј–ќ¬ ƒЋя ќЅ–јЅќ“ » –ј—“≈Ќ»…
  • ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈
  •  ј–“»Ќ » ÷¬≈“ќ¬
  • ¬ќ—ѕ–»я“»≈ ÷¬≈“ј „≈Ћќ¬≈ ќћ

    ѕсихофизиологами установлено, что первым из всех факторов (цвет, запах, звук, вкус и т. д.), воздействующих на психику и эмоции человека, €вл€етс€ цвет. ѕоэтому на садовом участке, куда люди приезжают отдыхать, особенно важно создать цветовое окружение, способствующее этому.

    ÷веточные растени€ отличаютс€ самой разнообразной окраской и могут помочь в создании гармоничной колористической среды участка. ƒл€ начала надо познакомитьс€, как различные цвета и цветовые сочетани€ вли€ют на психологические и физиологическое состо€ние организма человека.

     расный Ч это цвет действи€, он увеличивает мускульное на≠пр€жение, кров€ное давление, ритм дыхани€, стимулирует работу мозга, эффективен при меланхолии, депрессии. ќднако действие красного цвета кратковременно.

    ќранжевый цвет улучшает пищеварение, ускор€ет ток крови, вызывает радость, но может как успокаивать, так и раздражать.

    ∆елтый цвет стимулирует зрение, работу мозга, успокаивает психоневрозы, вызывает хорошее настроение, бодрость.

    «еленый цвет снижает кров€ное давление, расшир€ет сосуды, облегчает невралгию, мигрень, освежает, успокаивает.

    √олубой цвет снижает мускульное напр€жение, способствует замедлению пульса и ритма дыхани€, успокаивает, но от длитель≠ного его воспри€ти€ по€вл€етс€ усталость.

    ‘иолетовый цвет увеличивает выносливость, но вызывает пе≠чаль, меланхолию, депрессию.

    —очетание желтого с оранжевым воспринимаетс€ как активное, жизнерадостное, с пурпурным Ч парадное, с зеленым Ч освежающее, жизнерадостное, с белым Ч в€лое, с синим Ч как успокаивающее.

    —очетание красного с фиолетовым действует как в€лое, слабое, с синим Ч динамичное, жизнеутверждающее, с желто-зеленым Ч активизирующее, с черным Ч угнетающее, с белым Ч жесткое, не≠органичное, с серым Ч теплое, при€тное.

    —очетание синего с оранжевым Ч живое, возбуждающее, с фиолс товым Ч отступающее, с зеленым Ч холодное и неподвижное, с бе≠лым Ч навевает прохладу и чистоту, с серым Ч вызывает неудов≠летворенность.

    —очетание зеленого с фиолетовым создает чувство нереальности, с оранжевым Ч радости, с белым Ч прохлады, чистоты, сдержан≠ности, с коричневым Ч спокойстви€, естественности.

    “аким образом, экспансивным, темпераментным и раздражи≠тельным люд€м лучше не использовать дл€ декоративного офор≠млени€ в большом количестве растени€ красных и оранжевых тонов. Ќа них благопри€тно действуют растени€ синей и фиоле≠товой окраски. Ќаоборот, люд€м робким, застенчивым лучше выби≠рать дл€ этой цели желтый и оранжевый цвета.

    ѕа воспри€тие цвета вли€ет и возраст человека. “ак, дети люб€т светлые и €ркие тона, но они гораздо чувствительнее к цвету, чем взрослые. Ёто же относитс€ и к пожилым люд€м. «начит, чтобы избежать цветоконтрастных сочетаний, дл€ офор≠млени€ участка не стоит использовать цветоконтрастные растени€ с резким контрастом по светлоте.

    „увствительность глаза к различным цветам существенно зави≠сит от освещенности. Ќапример, при дневном освещении, но не на солнце цвета теплой гаммы спектра (красный, оранжевый и желтый) кажутс€ более €ркими, чем цвета холодной гаммы (го≠лубой, синий, фиолетовый). — наступлением сумерек картина ста≠новитс€ обратной. ѕри €рком солнечном свете способность человека различать цвета, особенно теплых тонов, притупл€етс€. Ќа юге глаз различает меньше оттенков, чем в средней полосе.

    ќчень часто цветоводы-любители сталкиваютс€ с тем, что не могут получить желаемого впечатлени€ от созданного цветника: он раздражает, кажетс€ невыразительным и т. д. ¬ таких случа€х необходимо помнить о €влении цветового контраста и правильно им пользоватьс€. ѕри создании цветника прежде всего необходимо четко продумать пор€док воспри€ти€ цветовых поверхностей. ¬ зависимости от этого цветовой контраст бывает последовательным и одновременным.

    ≈сли цветовые п€тна в композии воспринимаютс€ последо≠вательно (сначала одно, а затем другое), то речь идет о последо≠вательном цветовом контрасте, при котором вследствие инерции зрительного процесса на короткое врем€ наблюдаетс€ изменение цвета второй поверхности. Ќапример, около дома с белыми стенами посажена группа сальвии. ≈сли в течение определенного времени смотреть на сальвию, а затем перенести взгл€д на белую стену, то первые 3Ч5 с стена воспринимаетс€ не как бела€, а как свет≠ло-зелена€. ѕодобный эффект получаетс€ при переносе взгл€да с любого хроматического цвета на белый. »зменившийс€ цвет на≠зывают цветом последовательного образа.

    »ногда композицию стро€т так, что последовательно воспринимаютс€ два хроматических цвета. ¬ данном случае цвет пос≠ледовательного образа суммируетс€ с цветом второй хроматической поверхности. Ќапример, цветник представл€ет собой группу, со≠сто€щую из двух видов растений: красной сальвии, воспринима≠емой глазом вначале, и красной бегонии. ¬ результате бегони€ на 3Ч5 с кажетс€ гр€зновато-красной и оставл€ет непри€тное впечатление. ƒл€ сглаживани€ подобного эффекта бегонию следует расположить так, чтобы она воспринималась дольше, чем указанное врем€.

    јналогично при последовательном переводе взгл€да с красной сальвии на желтые тагетесы или с красных роз на желтые желтый цвет приобретает зеленоватый оттенок, и наоборот, если сначала смотреть на желтый тагетес, а затем на красную сальвию, то красный цвет станет более холодным Ч пурпурным. ≈сли же пере≠вести взгл€д с красных тюльпанов на синие незабудки, то последние покажутс€ не синими, а голубыми; фиолетовые и синие фиалки после желтых покажутс€ более насыщенными, а желтые тагетесы после оранжевых приобретают сероватый оттенок. »ными словами, при последовательном контрасте цвет второй поверхности воспри≠нимаетс€ более насыщенным, если он контрастирует или дополн€ет цвет первой поверхности, и кажетс€ тем более гр€зным, чем ближе он по тону к первой поверхности.

    ќднако чаще всего цветники устраивают таким образом, что одновременно воспринимаютс€ два или несколько цветов. ¬ резуль≠тате в зоне их соприкосновени€ возникает одновременный контраст, вызывающий ощущение изменени€ по цветовому тону, светлоте, насыщенности.

    ѕо цветовому тону одновременный контраст возникает на гра≠нице в следующих случа€х:

    сочетани€ ахроматических и хроматических цветов Ч если на хроматическом фоне из синей лобелии, фиолетового агератума, красной бегонии грацилис поместить рисунок из белых лобул€рии или бегонии грацилис (в этом случае рисунок воспринимаетс€ в цвете, контрастном цвету фона, близком к дополнительному цвету фона; то есть если фон состоит из синей лобелии, то рисунок из бегонии воспринимаетс€ не белым, а ненасыщенно-желтым Ч белый цвет как бы приобретет желтый оттенок, а бела€ бегони€ на фоне красной становитс€ голубоватой);

    если хроматическа€ и ахроматическа€ поверхности обладают одинаковой светлотой (например, при сочетании серого стахиса и нежно-кораллово-розовой розы сорта ёниор ћисс на границе двух цветов ощущаетс€ каемка голубоватого цвета Ч контрастного красному);

    сочетани€ из хроматических цветов Ч если на хроматическом фоне из красной сальвии поместить хроматический рисунок из оранжевых и желтых тагетесов или синей лобелии, то цвет рисунка как бы суммируетс€ с цветом, контрастным фону, и воспринимаетс€ как новый Ч на красном фоне оранжевые тагетесы желтеют, а желтые тагетесы и синие лобелии зеленеют.

    “аким образом, любой цвет на фоне своего дополнительного или контрастного воспринимаетс€ как более насыщенный, а близ≠кие по тону цвета на фоне друг друга тер€ют свою насыщенность. ѕодобные изменени€ в ощущении следует учитывать при подборе растений дл€ цветочного оформлени€. “ак, если цвет растений ненасыщенный, то к ним подбирают культуры, усиливающие ощу≠щение насыщенности. Ќапример, с малонасыщенными фиолето≠выми агератумом, алиссумом и вербеной лучше посадить желтый тагетес, а не бледно-розовую бегонию. ј светло-голубые ирисы эффектно смотр€тс€ р€дом с оранжевым маком восточным. » наоборот, растени€ с очень насыщенным тоном обычно размещают р€дом: флокс шиловидный светло-розовой окраски снижает на≠сыщенность свекольно-малинового.

    ѕосле изложенного совершенно справедливо встает вопрос о том, как определить степень контраста по цветовому тону? Ёто достаточно легко сделать с помощью цветового круга. ≈сли вы≠бранные два тона расположены в круге таким образом, что величина угла дуги между ними составл€ет 120Ч180∞, то контраст большой (например, синий и желтый, красный и голубой, пурпурный и зеленый, оранжевый и фиолетовый). ѕри величине угла 70Ч120∞ контраст средний (фиолетовый и красный, красный и желтый, оранжевый и зеленый). ≈сли тона расположены в пределах 60∞, то контраст малый (красный и пурпурный, желтый и оранжевый и т. д.). Ќар€ду с контрастом по цветовому тону в любой композиции важную роль играет контраст по светлоте.

     онтраст по насыщенности формально определить невозможно. Ќо при составлении композиции нужно помнить, что тона с высокой насыщенностью необходимо примен€ть в композиции минимально.

    ѕосле ознакомлени€ со всеми видами контрастов можно пон€ть, что человек не воспринимает каждый отдельный контраст, а оце≠нивает их в совокупности. –азличное сочетание контрастов по тону и светлоте дает неодинаковое ощущение цветового контраста в целом.

    Ѕольшой цветовой контраст в композиции ощущаетс€ в двух случа€х: если используют растени€ с большим контрастом по цветовому тону при среднем или большом контрасте по светлоте (сочетание фиолетовых и желтых фиалок, красных тюльпанов и голубых незабудок); если примен€ют растени€ со средним контр≠астом по цветовому тону при большом по светлоте (сочетание светло-красных и темно-фиолетовых роз).

    —редний цветовой контраст также возникает в двух случа€х: при среднем контрасте по цветовому тону и светлоте (сочетании пурпурных и алых роз); при малом контрасте по цветовому тону и большом по светлоте (сочетание светло-розовых и темно-пур≠пурных пионов).

    ћалый цветовой контраст ощущаетс€ при любом контрасте по цветовому тону и малом по светлоте. Ќапример, он возникает в композиции из синих и фиолетовых дельфиниумов или ирисов.

     роме того, при подборе растений дл€ цветника надо иметь в виду, что различные цветовые тона в зависимости от светлоты и насыщенности дают ощущение неодинакового количества цвета. “ак, большое количество цвета ощущаетс€ у растений, окрашенных в красные тона со светлотой более 60% и насыщенностью более 30% (настурци€, гвоздика периста€, розы сортов ёниор ћисс, ”тро ћосквы, —уматра, —упер —тар, тюльпаны сортов јли-Ѕаба, ƒипломат, Ћондон, ћэй „андер, ќксфорд, сальви€); у растений оранжевых тонов со светлотой больше 60% и насыщенностью более 30% (купальница Ћедебура, лили€ шафранна€, мак восточ≠ный, настурци€, тагетесы, эшшольци€) и желтых со светлотой более 30% и насыщенностью более 60% (алиссум скалистый, дороникум подорожниковый, ирисы, купальница европейска€ и азиатска€, лилии желтых сортов, настурци€, розы желтых сортов, рудбеки€ ’ирта, тагетесы и другие).

    —реднее количество цвета ощущаетс€ у растений, окрашенных в пурпурные тона при светлоте 3Ч15% и насыщенности 30Ч50% (астра китайска€, бегони€, вербена, гвоздика периста€, годеци€, п.виный зев, настурци€, петуни€, пионы, розы сортов  райслер »мпериал и ‘араон, тюльпаны сортов јтилла, ќлаф, ќльга, Ёлек≠тра, флоксы метельчатый и шиловидный); растений красных и оранжевых тонов при светлоте 2Ч6% и насыщенности 40Ч70% (бегони€, гвоздика периста€, годеци€, люпин, львиный зев и т. д.); растений синей и голубой окраски при светлоте 6Ч18% и насы≠щенности 30Ч40% (дельфиниумы сортов –епин и —иренева€ спираль, ирисы сорта —оут ѕацифик, незабудка), а также у растений фиоле≠товых тонов при светлоте 18Ч50% и насыщенности 30Ч50% (аге-ратум, арабис альпийский, колокольчик широколистный, левкой, наперст€нка, обриета, флоксы).

    ћалое количество цвета в основном дают растени€, окрашенные в синие тона со светлотой до 8% и насыщенностью 40Ч50% (дельфиниум сортов Ѕлю ƒжейн, √олубое кружево, лобели€) и фиолетовые тона со светлотой до 18% и насыщенностью 30Ч70% (алиссум морской, вербена, гелиотроп, ирисы сортов —абле, —апфир и других, люпин, обриета, петуни€ сорта ƒункель ¬иолетт, роза сорта  римсон √лори).

    “аким образом, чтобы цветник производил хорошее впечат≠ление, тона, дающие большое количество цвета в композиции, должны занимать как можно меньшую площадь, иначе они ока≠зывают раздражающее действие. –астени€ с подобной окраской следует использовать только в качестве акцентов.

    Ќе следует огорчатьс€, если в первые два года после посадки миксбордер будет казатьс€ Ђпустымї. ¬ это врем€ свободные места можно заполн€ть лет≠никами: петунией, астрами, тагетесом, настурцией и другими.

    —ледует также помнить, что миксбордер будет декоративным только при соблюдении всех правил ухода. Ќадо своевременно удал€ть отцветшие цветоносы, засохшие стебли и листь€, воврем€ пересаживать и делить растени€.

    Ќиже описаны миксбордеры, достаточно простые в использо≠вании. ≈сли их воссоздать на участке или прин€ть за основу дл€ составлени€ собственного оригинального проекта, то можно по≠лучить красивую картину с ранней весны до поздней осени.

    ƒекоративный эффект миксбордера с тюльпанами, пионами, флоксами, ирисом, астрой, арабисом, хостой и солидаго возникает благодар€ одновременному цветению растений разных видов. ¬ миксбордере с тюльпанами, розами, €чменем, стахисом и другими растени€ми декоративный эффект возникает из-за длительного срока цветени€ тюльпанов, смен€ющегос€ затем цветением роз. ћиксбордеры можно создавать и из лекарственных растений. ƒекоративный эффект композиции, предложенный ј. ћ. –аби≠новичем, рассчитан на 195 сут. ¬ середине апрел€ по€вл€ютс€ побеги пиона уклон€ющегос€, в середине ма€ зацветает родиола розова€, затем пион и бо€рышник. ¬ июне цветет левзе€ сафло-ровидна€, с середины июн€ до сент€бр€ Ч ноготки, с июл€ до середины августа Ч лен обыкновенный. јналогичным образом мож≠но создать миксбордер из пр€ноароматических растений.

    © 2003-2017. —айт ÷веты на даче.