|
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОЩУЩЕНИЯ ЦВЕТА |
Тайна цвета притягивала людей с давних времен. Познание цвета началось с того, что ему присваивались мистические свойства и символы. Эта символика была разработана в странах Древнего Востока, а позднее распространилась в Европе. Интересно, что в таких разных древних цивилизациях, как китайская, египетская и греческая, цветовая символика была одинаковой. Например, зеленый и синий цвет означали дерево, небо и мудрость, красный — огонь, солнце и добродетель, желтый — землю и здоровье, белый — зиму, холод, луну и чистоту, черный — воду, силу, твердость духа, Серьезность и грех. Символические цвета закрепились и в астрологии для обозначения небесных светил. Так, Солнце связывалось c желтым, Луна с белым, Марс с красным, Венера с зеленым, Юпитер с синим или фиолетовым, Сатурн с черным, и лишь Меркурий не имел определенного цвета. Но уже в античные времена люди постепенно перестали относиться к цвету как к символу или элементу мистики, а стали рассматривать его как элемент композиции и декора. Однако полный отход от символического отношения к цвету произошел только в эпоху Возрождения. В это же время были предприняты попытки формального подхода к цвету и цветовым сочетаниям. Леонардо да Винчи выделил четыре основных цвета: желтый, красный, зеленый и черный. Однако подлинное научное изучение цвета началось только после того, как И. Ньютон разложил солнечный луч через призму и доказал, что белый цвет — сложный и состоит из семи цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Это открытие оказалось мощным стимулом для дальнейшего изучения цвета. Причем им стали интересоваться не только физики, но и психологи, философы, художники, архитекторы. Поэтому к настоящему времени благодаря полученной за последние три столетия информации выработан формализованный подход к составлению цветовых сочетаний и их гармонизации, который и представлен в данном издании применительно к цветочному оформлению. Каждый человек сталкивается с таким явлением, когда он не может точно назвать цвет какого-либо предмета, цветка, листа, даже используя такие широко распространенные определения, как темно- или светло-красный, синий, зеленый и другие. Почему это происходит? Все хроматические цвета имеют три характеристики, каждая из которых влияет на восприятие цвета. Следовательно, цвет какого-либо предмета, воспринимаемый человеком, — результат взаимодействия этих характеристик. Какие это характеристики? С первой из них человек сталкивается в обыденной жизни и часто ею пользуется, говоря о синем костюме, зеленом листе, красном цветке, указывая при этом на цветовой тон — первую характеристику цвета. Из школьного курса физики известно, что все хроматические предметы отражают световой поток определенной длины волны, то есть цветовой тон характеризуется величиной длины волны, отражаемой данной поверхностью. В видимом спектре насчитывается около 130 тонов, а окраска цветочных растений идентифицируется всего лишь с 23 тонами. Большинство декоративных цветочных растений окрашены в красные и фиолетовые тона. Меньше всего растений синих и голубых. Окраску красных растений обеспечивают пять пигментов: краплак красный (лебеда краснолистная, пионы сортов Луиза Ван Гутт, розы сорта Алаин), алый (розы сортов Утро Москвы и Юниор Мисс, тюльпаны сортов Дипломат, Лондон и другие), кадмий красный (розы сортов Супер Стар и Суматра, тюльпаны сортов Оксфорд, Али-Баба, а также сальвия), кадмий пурпурный (розы сортов Лили Марлен, Оранж Триумф, тюльпаны сортов Ольга, Жаклин) и розовый хинокридоновый (пионы сортов Адольф Руссо, Диана Парке, розы сортов Крайслер Империал, Карина, Сент-Экзюпери и другие). Фиолетовую окраску растений создают три пигмента: фиолетовый диоксазиновый (агератум, анютины глазки, вербена, ирис сорта Сапфир и другие), кобальт фиолетовый темный (колокольчики персиколистный и широколистный, аквилегия и другие), кобальт фиолетовый светлый (наперстянка пурпурная, люпин и другие). В окраске синих и голубых растений принимают участие два пигмента: ультрамарин (незабудка) и кобальт синий (дельфиниум сортов Голубое кружево и Сиреневая спираль). Окраску желтых растений идентифицируют с четырьмя пигментами, причем почти половина всех желтых растений имеет одинаковый пигмент — желтый светопрочный 3 (солидаго, львиный зев, тагетес прямостоячий желтый, дороникум подорожниковый и другие). Оранжевые тона представлены пятью пигментами, и у трети растений цветовой тон обусловлен одним — кадмием желтым средним (тагетес прямостоячий оранжевый, рудбекия, тюльпаны). Вторую характеристику ощущения цвета называют насыщенностью. Самыми насыщенными принято считать цвета спектра, их насыщенность принята за 100%. Если к спектральному цвету добавить любой другой, то степень цветности, или чистота исходного цвета, уменьшается. Поэтому чем выше показатель насыщенности, тем больше данный цвет приближается к спектральному. Из цветочных декоративных растений наибольшей насыщенностью обладают желтые и оранжевые растения, как правило, их насыщенность находится в пределах 70—90% (тагетесы, дороникум, мак восточный, купальницы и другие). Много видов и сортов с насыщенной окраской и в группе красных растений, из них наиболее насыщены пурпурные летники (астра китайская, вербена, гвоздика китайская, левкой, настурция, петуния и другие) и красные многолетники (красные розы и тюльпаны, пионы, люпин и другие). Изредка среди красноокрашенных растений встречаются и малонасыщенные тона (астильба, розы сорта Сент-Экзюпери, флокс шиловидный сорта Мерхейн). Все синие, голубые и фиолетовые растения отличаются малой насыщенностью. Третья характеристика цвета — светлота. Она служит мерой яркости видимой поверхности вне зависимости от ее цветности. Без данной характеристики цвет неясен, так как при одинаковой насыщенности любой цвет может быть более или менее светлым. Например, если смешать красную краску с белой (соответственно 30 и 70%), то получится светлый красно-розовый оттенок. А если красную краску смешать с черной в том же соотношении, то образуется темно-коричневый оттенок. Таким образом, насыщенность этих цветов одинаковая, и светлота разная. Следовательно, насыщенность дает представление не о светлоте, а о степени цветности. Светлоту цвета определяют в процентах от светлоты белого образца, светлота которого принята за 100% (молочно-белого стекла). Обычно глазу приятнее всего воспринимать светлоту в пределах 30-70%. Среди всех растений наибольшую светлоту имеют желтоокра-шенные (до 90%); из красноокрашенных растений этим свойством отличаются розы сортов Утро Москвы, Карина, Юниор Мисс (40— 60%), наименьшая светлота у тюльпанов сортов Голливуд, Дипломат, Мэй Уандер, а также у сальвии, петунии, настурции, львиного зева, левкоя и других летников (5—20%). У оранжевоокрашенных растений светлота находится в пределах 20—60%. Светлота фиолетовых растений варьирует от 6 до 60%, а голубых и синих — от 8 до 32%. Кроме хроматических существуют и ахроматические цвета, имеющие только одну характеристику — светлоту. Ахроматические цвета, светлота которых ниже 7%, кажутся черными, выше 70% — белыми. Цвета, расположенные в диапазоне светлот 7—70%, представляются серыми. После ознакомления с тремя основными характеристиками цвета можно перейти к понятию колористической системы. В практической работе с цветом необходимо видеть его весь с изменениями по светлоте и насыщенности. Простейшей колористической системой служит цветовой круг, разделенный на восемь частей и включающий семь основных цветов спектра плюс пурпурный, полученный при смешении красного и фиолетового цвета. Круг можно также разделить на 10, 12, 18, 24 и более частей. Принципиальной разницы между этими кругами нет: все они повторяют друг друга и различаются только степенью детализации оттенков каждого цвета. Восьмичленный круг еще называют кругом контрастных цветов, поскольку цвета, противолежащие в нем друг другу, контрастные, например синий находится против оранжевого, красный — против голубого, фиолетовый — против желтого, зеленый — против пурпурного. Десятичленный круг иначе называют кругом дополнител ных цветов, а цвета, расположенные друг против друга, — взаимодополнительными, например красный и зелено-голубой, оранжевый и голубой, желтый и синий и т. д. Более сложную колористическую систему представляют собой цветовые атласы, разработанные во многих странах мира. С их помощью можно определить не только цветовой тон, но и светлоту, насыщенность. В нашей стране пользуются цветовыми атласами, созданными в Институте метрологии имени Д. И. Менделеева.
|